Крестовоздвижение: поиск смысла жизни (Мк. 8:34-9:1)

16 марта 2015

Третья неделя Великого поста/ Крестопоклонная неделя

Третье воскресенье Великого поста – середина этого периода, когда Церковь призывает своих членов продолжить духовную борьбу и, стремясь укрепить их, показывает им самый удивительный свой символ – Крест Христов. Этот символ поистине неоднозначен, и апостол Павел поставил его в центр своей теологии, без колебаний говоря в проповеди, что крестная жертва Христа для логично мыслящих людей может показаться “юродством” (1 Кор. 1:18). Ведь ни один серьезный человек никогда бы не подумал сделать своим знаменем символ бесчестия и смерти, коим являлся Крест в те времена. Однако эта унизительная смерть Иисуса на Кресте понимается христианами как высочайшая жертва, давшая человечеству новые возможности, о чем говорится и в апостольском чтении этого дня из послания Евреям [1].

Таким образом, Крест для учеников Христа из символа смерти превратился в символ жизни и откровение силы Божией, способной спасти мир.

stavrosis2

Крест – дарование жизни, которое христиане противопоставляют оптимизму гуманистов, экономическим системам капиталистов и марксистов, материализму и прагматизму технократов. Речь идет о даровании жизни, очевидно противоречащем, равно как и символ Креста, любого рода человеческой логике. Дарование, которое Христос, говоря апостолам о Своей крестной смерти, сведет к одной парадоксальной фразе, которая может считаться центральной в евангельском чтении этого дня: “Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее” [2].

Несмотря на кажущуюся парадоксальность, этот призыв отречься от себя и пожертвовать тем, что люди более всего желают обрести, легко понять, просто пристально посмотрев на современную действительность. Современный человек сегодня обрел гораздо больше, чем в какую бы то ни было другую эпоху, но, вместе с этим, потерял все то, что считал достигнутым:

– Возложил свои мечты о безопасности на оружие и развил масштабную программу вооружения, но, несмотря на это, сегодня люди чувствуют себя менее защищенными, чем когда-либо.

– Для общения и контакта с собратьями создал средства связи высочайшего уровня и средства массовой информации. Однако сегодня человек убеждается, что, будучи окруженным телефонами, факсами, телевизорами и компьютерами, он утратил подлинную связь и взаимопонимание с ближними, и теперь это взаимопонимание достигается труднее, чем ранее.

– Возложил надежды на комфортную жизнь и экономическое развитие, применяя различные экономические модели, чтобы в итоге прийти к тому, что две трети населения земли находятся на грани бедности и миллионы людей гибнут от голода.

– Грезил о долгой жизни, обеспечиваемой химией и лекарствами, но убедился в том, что нынешняя жизнь, длясь дольше, стала менее наполненной, чем раньше.

– Искал различные технологические новшества, но пришел к тому, что бесконтрольное использование ресурсов нашей планеты истощило ее и привело на грань катастрофы.

Таким образом, можно утверждать, что современная эпоха одновременно и самая благополучная, и самая тяжелая. Благополучная из-за своих достижений и тяжелая в связи с последствиями этих самых достижений.

Таким образом, сегодня человек наблюдает за тем, как теряет все то, что считал достигнутым, ища новые точки опоры и жизненные ориентиры. Некий мудрец уже давно предвидел, что, когда люди перестанут верить в Иисуса Христа, они не станут атеистами, но будут верить в любые пустяки. И эта эпоха настала.

Изменения конца XX века поколебали веру миллионов людей в разного рода социальные системы, в результате чего они обратились к поиску метафизических решений. Многие тогда говорили о триумфе так называемого “возвращения Бога”. Но смотря на это сегодня более хладнокровно, мы убеждаемся в том, что истинный Бог тогда так и не возвратился и люди не обратились к нему. Напротив, они вернулись к суевериям и предрассудкам самых темных веков человечества, которые сейчас властвуют и определяют жизнь даже многих христиан. Передачи об астрологах, магах и других псевдоспасителях наводнили телевизионные каналы. Создается впечатление, что даже православие утратило свой истинный смысл, превратившись в политический лозунг. Кажется, будто исполняется старое пророчество из книги Исаии: “И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих” [3].

Ежедневно появляются новые верования, проповедующие самые невероятные способы спасения и ведущие десятки людей к катастрофе, а порой и к самоубийству. Даже культ сатаны в наши дни находится в таком расцвете, которого он не знал и в эпоху Средних веков.

По этой причине вынос Креста обретает в наши дни гораздо более существенный смысл, выходя за рамки символического обряда. Ведь сегодня Крест может стать постоянным ориентиром для человека, ищущего свой путь. Но дорога, указываемая Крестом, – это путь, которым шел Сам Христос. На Кресте Христос был лишен абсолютно всего, Он наг, у Него нет никакого имущества. Даже одежду Его поделили между собой Его палачи. Однако в этот самый момент Он спасает все человечество. Крест зовет каждого человека встать на этот путь любви и жертвы. Он призывает людей отречься от того, что они любят больше всего – самих себя. Оставить свои справедливые и законные требования, естественные и оправданные желания, которыми обладает наше я в течение жизни, отказаться от безопасности удобной жизни. Но вместе с этим Крест заверяет, что лишь то, чем мы пожертвуем, мы сможет обрести по-настоящему. Конечно, путь этот труден. Однако он единственное, в чем сегодня нуждается мир, ведь только он показывает нам истинный смысл этой жизни.

[1] Евр. 4:14 – 5:6.

[2] Мк. 8:35.

[3] Ис. 29:13.

Милтиадис Константину, преподаватель Ветхого Завета Фессалоникийского университета

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации