Пресвятая Богородица в византийском искусстве

3 сентября 2015

Поклонение и почитание Пресвятой Богородицы не только наградили Ее множеством имен, но и легли в основу Ее иконографии. Основной иконографический тип Пресвятой Богородицы происходит от древнейших изображений матери с новорожденным младенцем на руках. В христианском искусстве данный тип, символизирующий вечное возрождение и продолжение жизни и победу над смертью, получает конкретное богословское содержание.

glikofiloysa

В особенности после Эфесского Собора (431 г.) изображения Пресвятой Богородицы с Христом на Материнском Престоле, то есть у Нее на руках, сидящей на троне или стоящей, указующей рукой на Христа (Одигитрия), прижавшейся щекой к лику Своего Возлюбленного Сына (Гликофилуса – Сладкое Лобзание), в типе Страстной иконы Богоматери, и наконец, молящейся с Христом в медальоне (Влахернитисса – Знамение), становятся осязаемой и живой традицией и извечным свидетельством Воплощения Слова.

И потому Пресвятая Богородица с Христом на руках изображается в важнейшей части храма, на конхе алтарной апсиды, во всех своих иконописных типах, за исключением Сладкого Лобзания и Страстной иконы. Мы видим Пресвятую Богородицу, главным образом, молящуюся без Христа в апсидах и в других частях некоторых известных храмов, в иконописном типе, происходящем, вероятно, от изображений молящихся мучеников.

Этот тип символизирует вечное моление о человеческом роде, о Византийской империи и об их спасении от врагов, опасностей и бед. Одновременно тот же тип является и символом Церкви, как и все типы Знамения. Все иконописные типы Пресвятой Богородицы являются вариантами типов Знамения и Одигитрии. И какие бы Ее изображения не породили благочестие и вера, какие бы имена не дали они Ей, каким бы образом Она не изображалась, священнически строгой и неприступной или лучащейся добротой с лицом, источающим непорочную юность, с благородными чертами лица, как Всечестная девица или светская дама, или же с крестьянски-простым лицом, в котором многие из нас узнают свою маму, Пресвятая Богородица является Матерью Божией.  (ΜΡ ΘΥ).

(Данный материал является кратким содержанием статьи под названием «Пресвятая Богородица в византийском искусстве», изданной в сборнике «Услада ангелов», и помещается здесь как дар памяти Ставроса Мадеракиса). 

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации