Апостол Варнава был киприотом иудейского происхождения из рода Левитов. Согласно священным преданиям, Варнава играл ведущую роль среди семидесяти апостолов, к числу которых принадлежал, и занимал  видное место в Церкви Иерусалима. Его называли “сыном молитвы”, так как он умел действенно поддерживать неофитов (новообращенных) в церковной общине. Именно он убедил христиан Иерусалима принять в свою среду апостола Павла, так как они не могли уверовать в то, что даже самый свирепый гонитель Церкви Христовой  перешел в их веру.

varnavas-apostolos-400x400

Распространяя христианство в Антиохии и Селевкии, он возгорел желанием проповедовать его и на своей родине. В этом стремлении он нашел себе единомышленника – апостола Павла. Таким образом, они вместе, взяв с собой  Марка, племянника  Варнавы,  проповедовали Слово Божие на всем острове. Более того, им удалось обратить  в новую веру  римского проконсула Сергия Павла в столице Кипра Пафосе. Это, конечно, сыграло решающую роль в принятии Евангельского учения как киприотами, так и  римской верхушкой. Во время своего пребывания в Пафосе апостолы наказали иудейского колдуна и лжепророка Элима (Вариисуса). Предполагается, что этот миссионерский поход состоялся в период 45-46 гг.. Затем апостол Варнава  сопровождал святого Павла в путешествии по Малой Азии. Это было весьма тревожное путешествие, которое привело в смятение иудейские  общины  региона, но при этом способствовало умножению числу  верующих христиан.

Позднее  Варнава, на сей раз сопровождаемый лишь Марком, совершает  второй миссионерский поход на Кипр. Этому предшествовало некое разногласие с Павлом, так как тот не хотел  брать с собой Марка, потому что во время первого похода он покинул их и вернулся в Иерусалим. Во время этого похода он создал множество  христианских  общин, но и претерпел всяческие гонения  со стороны иудейской общины острова. Там апостол Варнава принял мученическую кончину. Ожесточенные иудеи возбудили против него язычников, и те стали забрасывать его камнями. Это произошло  в городе Саламина, около 57 года н.э.. Предание гласит, что его похоронил апостол и евангелист Марк вместе с копией Евангелия от Матфея, которую Варнава всегда носил при себе. Местоположение гробницы смог определить архиепископ Кипрский  во время правления императора Зенона (474-491 гг.), и это событие стало весьма знаменательным для всего Православия.

Брошенное апостолами семя веры  пустило глубокие корни, поскольку позднее не возникли  какие-либо еретические лжеучения, от которых могли бы серьезно пострадать только что созданные христианские общины. Напротив, великий остров Кипр дал Церкви множество мучеников и святых, а также стал родиной многих монашеских общин.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.