За неделю до праздника Воздвижения Честного Креста наша Православная Церковь подготавливает верующих библейскими чтениями, молитвами и благими делами к достойному празднованию обретения Честного и Животворящего Креста Господа нашего Иисуса Христа.

Среди многочисленных символов христианской веры самым важным считается Честной Крест. Это символ христианского духа. Символ победы Христа над смертью. Оружие против всех темных сил. Орудие святых. Знамя, под которым верующие сражаются с диаволом.

0914_Ypsosis_Timioy_Stayroy

В Ветхом Завете существуют различные предзнаменования Честного Креста. В книге Бытия его прообразом становится Древо жизни (Быт. 2:9). Как Древо жизни было способно наделить Адама вечной жизнью, едва он прикоснулся к нему (Быт. 3:22), так и Честной Крест, словно новое Древо жизни, дарит вечную жизнь всем верующим во Христа. Другой прообраз Креста мы находим в книге Чисел (21:8-9). Чтобы спасти своих людей от смертоносных укусов ядовитых змей, Моисей получил от Бога приказ соорудить и поднять медного змея, чтобы тот, кто смотрел на него, оставался бы в живых (Чис. 21:8). Сам Христос использовал это предзнаменование в качестве примера Своего собственного восхождения на Крест. И, как все израильтяне, смотревшие на медного змея, спасались от смерти, так и все те, кто с верой обращаются ко Христу, видят в Нем Спасителя и становятся свидетелями Его Распятия, спасутся от смертоносных стрел диавола.

Укусы греха и смерти излечиваются ранами Христа, как предрекал это пророк Исаия: “… нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились” (Ис. 53:2-5). “Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь” (Ис. 53:7-8). Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем” (Ис. 53:12).

Моментом величайшего смирения Христа становятся Его восхождение на Крест и завершение Его спасительной миссии. Смертью Господа была побеждена смерть, и в мире воцарилась жизнь.

Человек становится праведником перед Богом Отцом только через Его Сына, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Оправдание благодаря вере в Бога – это одна из сторон входа в Новый Завет посредством Иисуса Христа, и это устанавливает некие новые взаимоотношения с Тем, Кто пожертвовал Собой ради спасения мира.

Спасение достигается с помощью веры в Иисуса Христа, исполняющего закон. В Новом Завете человек становится членом Царства Божия через святое крещение и принимает дары Святого Духа через святое миропомазание. С этого момента и в дальнейшем Святой Дух руководит нами, направляя нас к познанию истинной веры в Бога, Отца и Сына и Святого Духа. Христос становится центром нашей жизни, а мы призваны стать подражателями Христа.

Когда человек принимает крещение в Православной Церкви, он начинает нести в себе Христа и через его жизнь проявляется жизненный путь Христа в мире. Апостол Павел учит нас: “Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись” (Гал. 3:27). Крещение во Христа означает, что православный христианин принимает участие в смерти и Воскресении Господа (Рим. 6:3). Освобождение от греха становится возможным только в святом крещении. То, чего Христос достиг на кресте – истинного умерщвления греха, – все мы достигаем благодаря каноническому крещению. Через Таинство святого крещения человек умирает для греха и освобождается от него. В нашем соединении с Христом в святом крещении, участии в Его смерти и Воскресении кроется вся сила победы над грехом.

Честной Крест – это Божественная сила, преодолевающая грех (1 Кор. 1:18), в то время как крещение – это наш личный крест. Поэтому епископ или иерей по окончании таинства крещения вешает нам на шею крест, дабы напомнить нам слова Христа: “Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Лк. 9:23), “Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия” (1 Кор. 1:18). Святой Иоанн Златоуст учит нас, что Честной Крест – это причина погибели тех, кто не смог познать путь, ведущий к спасению.

Мы же, свидетельствующие о Христе, не должны отчаиваться, когда далекие от православия люди высмеивают и хулят Крест Христов: “Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь” (2 Кор. 2:15-16).

Силой Честного Креста побеждаются все силы тьмы. Поэтому Бог даровал нам эту силу, чтобы попирать любое зло, как сказал Он Своим святым апостолам: “Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам” (Лк. 10:19). С помощью Честного Креста Господа нашего Иисуса Христа сатана был побежден и лишен своей демонической власти над миром. Смертью Христа на Кресте было окончено Его дело спасения человечества.

Вера в Крест Христов – это живое и непрерывное состояние, которое должно стать каждодневным опытом в жизни православных христиан. Православная вера не есть то, чем можно жить лишь в трудные моменты. Это не просто выбор, который человек волен сделать или нет, но единственный путь жизни Христа.

Благодаря одной лишь жертве, принесенной Христом на Честном Кресте, человек примирился с Богом. Это означает, что прерванная дружба, мир и общение человека с Богом были восстановлены. Мы, православные христиане, были спасены, крестившись во имя Христа. Мы продолжаем спасаться, совершенствуясь во Христе, участвуя на протяжении всей нашей жизни в церковных Таинствах и уповая на милость и любовь Божью в день Страшного Суда.

Сегодня наша Православная Церковь чтит Воздвижение Честного Креста. Будто сегодня святая Елена, мать Константина Великого, обрела Честной Крест. Давайте же вспомним, что Господь претерпел ради нас на Кресте. Встанем подле Честного Креста со смирением и предадимся Богу в знак благодарности за то, что Он избавил нас от наших грехов. Прольем слезы за наши ошибки.

Давайте возгласим: “Благодарю, Господи, за всю Твою любовь. Прости, что мы ежедневно согрешаем и не следуем за Тобой. Яви милость Твою Твоим рабам и не отними от нас, грешных и недостойных, Свою благодать. За все то, что Ты прошел ради любви к нам, мы благодарим Тебя”.

Стоя перед Честным Крестом, давайте пообещаем Христу оставаться верными православными христианами и на протяжении всей нашей жизни каяться в наших грехах. Так мы отблагодарим Бога своей жизнью. Аминь.

Митрополит Антинойский Пантелеимон

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.