Сегодня мы продолжаем просветительскую серию статей Афанасия Кольофутиса, посвященных интернет-зависимости молодежи и способам, с помощью которых ответственный пастырь может пытаться решить эту проблему.

Пастырское вмешательство современных священников, направленное на успешное преодоление этой актуальной проблемы, должно быть основано на убеждении, что первоочередная цель Церкви – это вовлечение молодежи в жизнь церковного прихода, их участие в деятельности прихода, а также активная и постоянная забота пастыря о личных, духовных и даже материальных проблемах каждого из молодых прихожан.

concentration

Помня новозаветное учение о том, что «вера без дел мертва есть», священникам необходимо исполнять дидактическую, просветительскую, наставническую и в целом пастырскую работу на благо молодежи с живым и неподдельным интересом к их повседневной жизни, проблемам, личным волнениям и тревогам. Они должны создать для молодежи безопасную среду, которая будет прислушиваться к их проблемам, сочувствовать или, по крайней мере, с уважением относиться к их мечтам и взглядам на мир, в котором они живут.

Таким образом, молодежь призвана возродить Церковь как сообщество, основанное на любви, созидающее духовную мастерскую, цель которой – предлагать жизнь, принципиально отличную от жизни внутри современного мира. Молодые люди будут чувствовать приход своим родным местом, укрепляющим и сплачивающим своих членов, сопротивляясь отчуждению, которое несет широкая социальная среда. Они обретут возможность, предлагаемую приходской жизнью, свободно и наравне с остальными выражать свои взгляды без каких-либо ограничений.

Как родители по плоти растят своих детей в духе любви, которую они выражают всеми возможными способами, чтобы дети чувствовали себя в безопасности [2], так и духовный отец должен проявлять, и словами и делами, свою любовь и огромный интерес ко всем своим духовным чадам. Когда священник своей пастырской деятельностью показывает своим духовным чадам, что они всегда находятся в центре его служения, он заставляет паству всегда чувствовать свое присутствие и не дает чадам чувствовать себя забытыми и искать другие способы заполнения эмоциональной пустоты.

Не будем забывать о том, что чувства играют важнейшую роль в психической жизни подростка и выражаются самым различным образом [3]. С одной стороны подростки хотят держаться подальше от авансцены социальной жизни, но с другой – стремятся общаться со сверстниками, которые переживают такую же эмоциональную нестабильность и жажду самоопределения. Они чувствуют необходимость в привлечении интереса окружающих, в противовес своему чувству печали и неполноценности. Кроме того, подростки стремятся к общению на обширном социальном пространстве, обнаруживая тенденцию к отстранению от родительского примера, яро критикуя родителей и всячески оспаривая их авторитет. Они проходят через возраст, характеризующийся ярко выраженной экзистенциальной проблематикой, импульсивностью, идеализацией межличностных отношений. Речь идет о сложной и мучительной работе, когда подросток обращается к глубинам своего внутреннего мира и переоценивает свои взаимоотношения с другими людьми. Словно революционер, он хочет изменить мир и заново построить его, согласно своим идеализированным мечтам и идеям. Он хочет кричать, но чувствует себя одиноким и ограниченным традиционными нормами современного мира.

Тот факт, что подростки становятся зависимыми от использования интернета, вероятно, обязан своим появлением их стремлению к различного рода поискам, которые становятся ложными из-за упразднения вековых ценностей, управляющих современным миром. Возможно, нескончаемое блуждание в интернет-пространстве происходит из-за разочарования, которое молодежь испытывает от реального мира, не отвечающего их высоким запросам. Может быть, агрессивное поведение детей в интернете, выражающееся всеми возможными способами, является компенсацией за переживаемое ими чувство небезопасности и нестабильности, которое создает современное общество. Не исключена и попытка подростков выстроить некое новое сообщество, что является следствием кризиса, который в настоящее время переживает институт семьи, а также разрушения законов дружбы – явления, идеализируемого подростками.

Наставник разумных овец Христовых, пастырь, наделен ответственностью ввести молодых людей в приходскую жизнь церковного общества, внутри которого все вышеперечисленные признаки социальной жизни находят или, по крайней мере, должны найти свое истинное выражение. Когда подобные стремления пастыря имеют успех, тогда, сознательно или бессознательно, безликое интернет-общение будет заменено в сознании молодежи общинным духом церкви. Когда подросток, верящий в вековые и нерушимые ценности, убедится в том, что церковный приход – это распростертые объятия, где найдется место и для него, он, вероятно, будет чувствовать себя там в безопасности.

Когда ребенок поймет, что взаимовыручка, взаимная поддержка, бескорыстный интерес, самоотдача, главенство личности, сотрудничество являются силами, сплачивающими и обеспечивающими функционирование церковного общества, не исключено, что он ответит положительно на его призыв. Если он станет свидетелем тому, как индивидуальность каждого члена Церкви становится источником вдохновения и обогащения ее жизни, тогда он и сам почувствует себя живым представителем Церкви. Когда подросток осознает, что грех каждого члена Церкви не приводит к полному и необратимому отлучению от тела Христа, но являет собой начало духовной борьбы и совершенствования, он и сам сможет свободно оставить все свои тревоги и экзистенциальные проблемы.

Благодаря деятельности прихода как живого общества [4], человек сможет обрести себя, найти ответы на мучающие его вопросы, восстановить свою пошатнувшуюся социализацию, обнаружить и применить творческие способности. В недрах Церкви подростку будет дана возможность развить стабильные отношения с социальной средой и пережить все то, что включает в себя истинное общение с отцом, другом, братом.

Быть может, тогда, осознанно или неосознанно, злоупотребление участием в интернет-сообществах потеряет свое значение в достижении вышеуказанных целей, и одновременно подросток научится использовать интернет с пользой. Конечно, необходимым условием для осуществления всего этого является возрождение общинного духа церковного прихода. В случае если подросток приходит к выводу, что работа прихода сводится лишь к удовлетворению религиозного чувства людей и соблюдению непонятного им богослужебного устава, вполне вероятно, что ребенок будет выражать протест и отказываться от участия в такого рода приходской жизни.

Ссылки:

[1] Иак. 2:17.

[2] Для детей характерна потребность видеть любовь родителей, чтобы чувствовать защищенность и безопасность окружающей их среды. Удовлетворения этой потребности достаточно для формирования у детей внутренней модели как самих себя, рождая чувство самодостаточности, самоуважения и уверенности в своих силах, так и окружающих людей, которые расцениваются, как достойные доверия и симпатии. См. Μπαλογιάννης Σ., όπ. παρ. σ. 11 και Hannush J. M., Becoming Good Parents: an Εxistential Journey, New York 2002. С. 137.

[3] Μπαλογιάννης Σ., Ψυχιατρική και Ποιμαντική Ψυχιατρική, Θεσσαλονίκη 1986. С. 73 – 90.

[4] π. Μεταλληνός Γ., Ενορία: ο Χριστός εν τω μέσω ημών, Αθήνα 2006. С. 51.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.