В среду, 3 июня 2015 года, кафедра пастырства и социального богословия Университета Аристотеля в Салониках наградила титулом почетного доктора выдающегося представителя современного православного богословия – высокопреосвященнейшего митрополита Диоклийского, господина Каллиста. Церемония награждения прошла в актовом зале Университета Аристотеля в Салониках в присутствии большого количества гостей, пришедших чествовать этого знаменитого иерарха. Далее мы представим вашему вниманию речь заведующего кафедры пастырства и социального богословия, профессора Феодора Янгу, произнесенную на церемонии награждения.

k_1532

Речь заведующего кафедры пастырства и социального богословия, профессора Феодора Янгу, произнесенная на церемонии награждения митрополита Диоклийского Каллиста Уэра. 

Когда Греция вступала в Европейский Союз (в те годы – Европейское Экономическое Сообщество), в известной парижской газете Le Monde была опубликована актуальная статья, автор которой поздравлял нового члена Европейского Сообщества, подчеркивая, что Европа принимает в свои ряды страну Добротолюбия. Автор дал общую характеристику идеологическим ориентирам Европы, которую стремился построить Жак Делор, выражая это в лозунге “Единая душа для Европы”. Из богатого культурного наследия Греции, как древнего, так и более позднего, он решил особо выделить православную традицию, тем самым доказывая самобытность этой единственной истинно православной среди европейских стран, составлявших в те годы Европейский Союз.

k21

Добротолюбие (Филокалия) – это, пожалуй, самое яркое произведение святоотеческого наследия, в котором отобразилось богатство православной духовности в том виде, в каком она явилась в опыте отцов-пустынников. И с этой точки зрения, автор статьи совершенно оправданно говорит о ней, желая показать духовное своеобразие Греции.

Конечно, для среднего французского читателя слово “Филокалия” могло звучать непонятно, однако оно, разумеется, ясно для ученых, в особенности в тех культурных условиях. Приблизительно в этот период в западном теологическом мире существовало течение возврата к отцам Церкви, имевшее место не только в православном мире, где его основоположниками стали, по большей части, богословы Диаспоры, но и среди христиан других конфессий. Характерно, что II Ватиканский Собор Римско-католической Церкви (1962-1965) пришел к некоторым из своих решений, основываясь на ранних святоотеческих сочинениях, особенно в том, что касалось служения. Кроме того, диалог между Церквями, достигший своего расцвета в 80-е годы, развивался по большей части в рамках изучения святоотеческого наследия. Вместе с этим, в академическом пространстве известнейшие ученые подготавливают объемные критические издания святоотеческих сочинений. Те из них, что считаются классическими, содержатся в серии Sources Chretiennes, основанной в Лионе.

k35

И в таком климате сформировался как ученый и развернул свою деятельность чествуемый нами сегодня митрополит Диоклийский господин Каллист, ставший, в силу своих человеческих возможностей, ориентиром в области святоотеческих исследований и особенно в западном мире. Огромное количество его работ посвящено Филокалии, главная из которых – его диссертация, написанная об аскетических творениях Марка Подвижника. Но прежде всего, митрополит Каллист – это человек, взявший на себя научную ответственность за перевод пяти томов текста Филокалии на английский язык в сотрудничестве с другими видными учеными.

k179

Митрополит Каллист внес решающий вклад в продвижение и широкое распространение святоотеческого богословия в англоязычном мире.

Кроме того, чествуемый являет собой одновременно пример мудрого епископа Вселенского Патриархата и образцового академического ученого. За долгие годы его преподавания в Оксфордском университете под его руководством учились многочисленные православные и инославные богословы. Среди них мы можем найти профессоров, трудящихся в образовательных учреждениях по всему миру, а также тех, кто занимает важные церковные должности и служит греческому, славянскому и английскому православию.

Как утверждает заслуженный профессор нашей кафедры, митрополит Пергамский Иоанн Зизиулас, с появлением митрополита Диоклийского Оксфорд превратился в центр православного богословия, заслуживший мировую славу.

k191

Митрополит Каллист обладает важнейшим преимуществом, поскольку в зрелом возрасте, движимый духовными поисками, пришел в Православную Церковь из Англиканской. Следовательно, ему досконально известно мировоззрение западного христианина, и он может вести с ним диалог. Кроме того, человек, обладающий прекрасным богословским образованием и твердыми убеждениями, может выявить весь потенциал православного богословия.

Международное признание митрополита Каллиста росло с течением времени. Его работы переведены на тринадцать европейских языков, а также на корейский и арабский.

Единогласным решением кафедры пастырства и социального богословия митрополит Каллист объявляется почетным доктором Университета Аристотеля в Салониках. Тем самым греческое академическое богословие отдает дань человеку, столь активно способствовавшему изучению греческих отцов, некоторые из которых просияли в нашем городе и осветили собой всю вселенную, такие как Григорий Палама, Николай Кавасила и Симеон Фессалоникийский.

Наша кафедра считает, что этим своим решением мы воздаем должную похвалу и заслуженный почет этому современному учителю православного богословия.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.