«Афонские монастыри, будто военные крепости, окружены неприступными стенами… поскольку в годы битв и войн на Святой Горе башни были особенно важны, мы видим, как они возвышаются над пестрой мозаикой крыш и домов, с множеством окон… с мириадами восхитительных деталей, которые, подобно разноцветной нити в роскошной древней вышивке терпения, добавляют красок в разнообразный по устройству комплекс построек каждого монастыря» [1].

agion-oros

Поразительная красота афонского природного ландшафта подчеркивается величественным видом расположенных здесь архитектурных построек [2]. Святогорские монастыри, воздвигнутые в необыкновенных местах, замечательны своим неприступным видом, вызывающим в памяти суровые времена [3]. В комплекс афонских построек входят скиты, исихастирии, аскетирии, архондарики, кельи, кладбища и храмы. Каждый художник запечатлевает их по-своему.

У Л. Когевинаса свет сливается с архитектурными элементами, как, скажем, в «Монастыре Ставроникита» [4], замечательном своим впечатляющим рисунком возвышающейся башни с бойницами и четко прорисованными архитектурными деталями [5].

Ренгос же может либо изобразить такие монастыри, как Великую Лавру, так, что постройки создадут привычную домашнюю атмосферу – почти деревни, либо в буйстве красок показать все здания наглухо закрытыми. Архитектурные объекты изображены объемно, преобладает рисунок в сочетании с цветом, с одновременным использованием перспективы, придающей изображению монументальный характер. На других картинах поверхности покрываются простыми крупными мазками, лишь намечающими формы здания, однако создающими объемное ощущение света в пространстве [6].

У уроженца Центральной Греции Ст. Папалукаса «геометрия афонских построек поддерживает поэтический характер композиции» [7]. Отталкиваясь от импрессионизма [8], он изображает при помощи цвета и непрерывно меняющихся красок монастыри, крытые веранды, «трещащие» от обилия света, подворья (конаки) и монастырские причалы [9]. На «Карейском подворье» постройки сливаются с окружающей природой, объемы легкие, а линии спрятаны под широкими цветными мазками [10]. Здания изображаются с характерными деталями своего архитектурного облика, главным образом, в панорамных композициях издали, но в то же время и крупным планом, причем упор в композициях делается на передний план. По мнению А. Курии, когда художник пишет Афонские сюжеты через некоторое время после отъезда со Святой Горы, его живопись освобождается от личных впечатлений [11]. Картины на архитектурные сюжеты напоминают византийское искусство в «упрощенной живописной системе» [12], ибо, по словам Ст. Дукаса, «живопись живет в ритме архитектуры в целом».

Фотакис изобразит внешний и внутренний вид монастырей как декорации средневековой пьесы. Он выражает сокровенные мысли своей души при помощи больших поверхностей, чистых линий и сначала светлых тонов, которые вскоре уступят место мрачным и землистым. Изображения внешнего вида монастырей подчеркивают, насколько они восхищали его как произведения архитектуры, тогда как изображения интерьера всегда с человеческими фигурами передают волнующие автора вопросы материи и духа. Постепенно монастырские стены, как правило, каменные, начинают напоминать пещеры, сдавливающие человеческие фигуры. В свою очередь Ст. Дукас изображает виды на неизвестные скиты, сочетая в извечном диалоге природы и архитектурных построек модернизм и традиционное искусство.

Н. Пентзикис изображает архитектурные объекты при помощи собственной системы числовых значений цветов, мелкими красочными мазками, накладываемыми слоями и создающими символические фигуры, при помощи которых выражается его видение мира [13]. И хотя его техника напоминает неоимпрессионизм, его живописное восприятие мира носит новаторский характер, отличаясь плоскостностью, отсутствием перспективы и искажениями предметов [14], постепенно ведущее его к реализму.


[1] Пентзикис Н. Стодневные заметки, Фессалоники. «Паратиритис», 1988.

[2] Георгиаду – Кундура Е., там же, 1991.

[3] Хатзифотис И., 1999, стр. 22.

[4] Альбом Образовательного учреждения Национального банка, Стодневные заметки, стр. 88, рис. 6.

[5] М. Авероф «Ликургос Когевинас», «Зигос» 49, декабрь 1959, стр. 31-32.

[6] Килесопулу Κ., 2007, стр. 34.

[7] Словарь греческих художников, том 3, стр. 438.

[8] Гиофиллис Ф., том 2, 1962, стр. 412.

 [9] «Имеются в виду якорные стоянки, на которые вытаскивают парусники и лодки» Хатзифотис И., 1999, стр. 136-137.

[10] Дукас Ст. 1975, стр. 32.

[11] Курия А. Афон Папалукаса. В сб.: Ст. Папалукас. Служба на Афоне. Афины, 2000, стр.19-25.

[12] Георгиаду – Кундура Е., 1984, стр. 137-145.

[13] Георгиаду – Кундура Е., 1991, там же.

[14] Папаниколау Милт., 2006, там же, стр. 100.

Клеопатра Хатзилия, историк культуры.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.