Сегодня мы продолжаем серию аналитических статей А. Колиофутиса, посвященных проблеме этики в интернете. В настоящей статье мы будем говорить о направлениях эффективного пастырского участия в вопросе интернет-зависимости.

Со своей стороны, Церковь должна открыть некий новый вид интернет-пастырства, чтобы защитить молодежь в ее опасном блуждании по интернету. Умение современного священника пользоваться интернетом не должно быть связано только с необходимостью модернизации пастырской миссии Церкви и освоением новейших способов общения, чтобы суметь донести смысл Евангелия до современного человека. Помимо этого, пастырю необходимо «охранять» интернет-пространство, обнаруживая его негативные стороны и ловушки, которые могут легко ввести в заблуждение любого пользователя, в особенности юного. Если интернет-зависимость подростков становится причиной их увлечения опасными сайтами, то у пастыря нет иного выбора, кроме как предпринять попытку оградить свою паству от всех этих опасностей и информировать своих духовных чад обо всех пагубных последствиях безрассудного, бесконтрольного и чрезмерного использования интернета.

kivwtos

Кроме того, и для отцов Церкви защита паствы являлась неоспоримой сутью их пастырского служения. Обнаружение опасностей, грозящих их чадам духовным отчуждением, и усердное, подробное информирование относительно всех уловок еретиков являлись основополагающими элементами служения отцов Церкви.

Действительно, изучая их важнейшие труды, мы убеждаемся, что святые отцы штудировали сочинения еретиков, посредством которых еретики распространяли свои лжеучения, аналитически опровергали их аргументы и соответствующим образом передавали верующим. Они всецело посвящали себя попыткам донести до христиан своего времени истинную веру с помощью своих проповедей и творений. Кроме того, святые отцы старались обнаружить философские ловушки в сочинениях еретиков, имеющих целью ввести людей в заблуждение [1].

Таким же образом должен поступать и современный пастырь, чтобы оградить своих духовных чад от опасностей интернета. Синодальный комитет христианского воспитания молодежи должен систематически изучить и сделать предметом проповедческой деятельности проблему интернет-зависимости молодежи. Команда специалистов, изучающих эту проблему, могла бы сотрудничать с членами этого комитета, чтобы впоследствии перейти к конкретным действиям.

Подобным образом следует поступить и молодежным центрам каждой митрополии, чтобы обеспечить специализированный подход пастырей к этой проблеме внутри своих приходов. Синодальный комитет должен информировать представителей митрополий о масштабе этой проблемы и актуальных методах ее решения. Время от времени могут организовываться соответствующие собрания, обеспечивающие общение между учеными и общественными деятелями, ставящими своей целью борьбу с этой проблемой и наблюдение за ее развитием.

Митрополии возьмут на себя ответственность за передачу необходимой информации в свои приходы. Под руководством и наблюдением поместного епископа они могут содействовать систематизации подхода к данной проблеме, организации ежедневного информирования клира и народа относительно негативных последствий этой проблемы, вносить свой вклад в издание и распространение соответствующих печатных материалов.

Развивая сотрудничество между приходами каждой митрополии, с целью расширения информирования общества, необходимо взять на себя и обнародование вредоносных сайтов. Соответствующий синодальный комитет будет информировать настоятелей приходов, которые, в свою очередь, будут доносить полученную информацию до молодежи и в своих проповедях будут говорить своей пастве об опасных интернет-сайтах, заостряя на этом ее внимание.

В церковном приходе молодые люди могут обсуждать со своими сверстниками негативные стороны определенных сайтов и понятным для себя образом раскрывать, как эти сайты противоречат христианской этике и сковывают человеческую свободу. Более того, они могут самостоятельно отмечать и анализировать опасности интернета, связанные с его неумеренным использованием. Соответствующие газеты и журналы, которые издают митрополии, могут время от времени издавать статьи, написанные подростками, где они будут рассказывать об опасных интернет-страницах. Обнаружение и осознание всех эти опасностей, возможно, сделает молодых людей более внимательными и осторожными в использовании интернета и заставит их задуматься.

Некоторые члены компетентного синодального комитета, обладающие специальными знаниями в области информатики, могли бы заниматься ежедневными, по мере возможностей, поисками в интернете сайтов, вредоносных, с религиозной точки зрения, и тем самым привлечь внимание молодежи к этой проблеме. Порой достаточно лишь кратковременного поиска в интернет-пространстве, чтобы обнаружить очевидную угрозу – подозрительные сайты или опасные знакомства. Согласно исследованиям, существуют более ста тысяч интернет-страниц, предоставляющих услуги по планированию, организации и записи самоубийства [2], на которых, по крайней мере, 80 различных вариантов совершения суицида представлены в жутких подробностях. Подобные страницы, равно как и соответствующие интернет-форумы, часто поощряют суицидальные склонности, побуждают к самоубийству, оказывают помощь в его совершении [3]. Некоторые из подобных сайтов связаны с опасными ересями и антирелигиозными организациями. Как было доказано, на подростков часто обрушивается шквал антиортодоксальных учений и ересей, пропаганда которых представляет большую угрозу.

Соответственно, священники должны с помощью специализированной антиеретической проповеди в интернете открыть своей пастве все те опасности, которые заключает в себе интернет-деятельность множества ересей и сект самой различной направленности: христианские, псевдо-христианские, милленаристские, эсхатологические, философские, политические, педагогические, апокрифические, неогностические, спиритические, гуруистические, индуистские, буддистские, японские, исламские, парапсихологические, уфологические вплоть до неоязыческих и сатанистских [4]. Некоторые из церковных проповедей годичного цикла могут быть посвящены деятельности некоторых современных сект и псевдорелигиозных группировок, активно распространяющихся в интернете.

1. Ярким примером здесь могут послужить святые Патриархи Анастасий I и Анастасий II Антиохийские, которые успешно боролись с ересью монофизитства в конце VI – начале VII вв., имея обыкновение истолковывать своим духовным чадам сочинения еретиков. См. Κολιοφούτης Β. Αθανάσιος, Η Ποιμαντική αντιμετώπιση των Προβλημάτων και των Αναγκών του Πληρώματος της Εκκλησίας στα Κείμενα των δύο Αναστασίων Α και Β Αντιοχείας, (διδακτ.διατρ.). Θεσσαλονίκη, 2012. С. 89 – 90, 94 – 95, 141.

2. Λάππας Α., Πρακτικά 6ου Πανελληνίου Παιδοψυχιατρικού Συνεδρίου. С. 55.

3. www.bmj.com/content/336/7648/800.full.

4. π. Τσουρός Κ., «Νεοφανείς Αιρέσεις και Παραθρησκεία Α′», Διάλογος 42, 2005.   С. 1-3.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.