Преподобный Максим, в миру Михаил Триволис, родился  в 1470 в городе Арта и после учебы в университетах Европы приобрёл обширнейшее образование и отличное знание древнегреческого, латыни, французского и итальянского языков. Ему предложили место профессора в университете Флоренции, но он, испытывая неудовлетворенность духом гуманизма эпохи Возрождения и чувствуя бесполезность мирского бытия, стал проявлять повышенный интерес к монашеству, и вскоре всецело посвятил себя святоафонскому монастырю Ватопед. Пребывание в Ватопедском монастыре внесло значительный вклад в его духовное развитие, так как на тот период в монастыре проживали  многие просветлённые и добродетельные  монахи.

Maximos-Vatopaidinos-GraikosAups

Именно там посвятил он себя исследованиям и изучению священных книг, хранившихся в большой и богатой библиотеке Ватопедского монастыря. В монастыре он обучался на протяжении  десяти лет, в течение которых, повинуясь воле отцов, совершал миссионерские путешествия по многим областям, находившимся тогда под властью турок, где духовно укреплял православных людей, страдавших от неграмотности, оков рабства, принося для благословения верующим святые мощи и поддерживая духовно своих порабощенных соотечественников. Преподобный Максим был одним из самых выдающихся монахов, богословов, философов и ученых XVI века.

Его благонравная  репутация была причиной того, что в 1516 году по просьбе царя Василия Ивановича и рекомендациям Вселенского Патриархата, а также Прота (старосты Святого Афона) Гавриила он быть избран и послан Ватопедским монастырём в Россию для достойного перевода  религиозных книг на русский язык. Там он с усердием служил своей  миссии, и вскоре, овладев русским и словенским языками, с величайшим успехом не только перевёл множество литургических и святоотеческих трудов, но и внёс огромный вклад в реформы православного богословия, церковного богослужения, а также повлиял на всеобщую мораль. Он распространял послание истинной православной традиции через дидактические речи, письма, в особенности через корректирование церковных и богословских книг. Многогранная и трудоёмкая деятельность преподобного Максима дала также положительный импульс для подъема уровня образования в России XVI века.

Как и следовало ожидать, его попытка поднять на новый уровень мораль и опыт православной традиции столкнулась с двуличием некоторых злотворных лжебратьев, в результате чего он несправедливо был приговорен к тридцати годам тюрьмы и, несмотря на его просьбы разрешить ему вернуться на Святой Афон, ему так и не позволили вернуться в обитель Православия до конца жизни. Но мужество и благородное терпение в совокупности с непрерывным стремлением поддержать русский  народ, который он очень сильно полюбил, освятили его и принесли ему венец признательности. Ответом на его преданности России была безграничная любовь русского народа к нему, и Русская Церковь провозгласила его святым. Одновременно он считается Равноапостолом, а также важным фактором духовного возрождения России, о чем свидетельствует его титул “Великий Просветитель и реформатор русских”.

Преподобный преставился 21 января 1556, в день, когда Церковь чтит Пресвятого Максима Исповедника, покровителя преподобного Максима Грека, и чудотворный образ  Богородицы Парамифии (Отрада, или Утешение, икона Божией Матери), которая хранится в Святом  Великом Ватопедском  Монастыре.

В 1997 году состоялось обретение Святых  мощей Преподобного Максима, которые были  перевезены из России в Ватопедский  монастырь  после недавнего воздымания, которое провёл Патриарх Московский, исполнив, таким образом, волю почившего о Господе святого вернуться в монастырь своего покаяния.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.