Окончание, См. Часть 2.

Вся исихастская традиция, которую так защищал святой Григорий Палама, характеризуется направленностью к антропологическому и космологическому единству и простоте в своей богословской основе. Человек как создание “по образу и подобию” Бога представляет собой саму Божественную простоту. Но это, как и любое другое Божественное свойство, поддерживается и совершенствуется в людях только с их причастностью к Божественной энергии и жизни. Человек, несмотря на свою сложную сущность, слышит призыв к Божественной жизни и Божественной простоте.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Это предоставляет человеку возможность обожения и спасения всего мира, благодаря милости Бога и подвижничеству человека. Первично человеческий ум, вознесшийся к “первому Разуму”, обретает согласно своей восприимчивости “обручения будущих благ”. Таким образом, он преобразуется сам и через себя преобразовывает “приобщенное к Божественному тело, страждущего в духе будущего века от поглощения плотью”. Такое преобразование имеет не теоретический, а эмпирический (практический) характер. Оно не происходит в обычном зримом порядке, а совершается через “сверхчувствительное восприятие”. “Осязание будущих благ” переживается человеком духовно. Это переживание возносится над любым другим плотским чувством.

У отделенного от Бога человека наблюдается нарастающий разлад как в личной, так и в общественной жизни. Пребывая в таком положении, он не в состоянии совершенствоваться как личность, как человек, а следовательно, приблизиться в полной мере к Божественной простоте, которая содержится в нем самом. Так как Бог прост и несложен, Он хочет, чтобы и души, которые приближаются к Нему, были просты и чисты. Такой подход начинается с приобретения и восстановления ума в сердце, которое, по мысли святителя Григория Паламы, есть “вместилище разума”.

Когда человек живет преходящим, тогда и разум его становится плотским. Но когда ум возвращается в сердце и поднимается к Богу, тогда плоть возвышается вместе с ним, преобразовывается, становится домом Божьим. Исихастская жизнь со своей умной молитвой всячески заботится о возвращении ума в сердце. Это достигается за счет присутствия Божественной благодати, которая делает человека хозяином своей жизни. Таким образом, эта благодать может далее направлять все его существование к Богу, исполняя главнейшую и величайшую из всех заповедь: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею”.

Плоть не является преградой на пути человека к богоподобной простоте. Наоборот, тело предлагается в качестве «пространства» для пребывания Божественной простоты. Это подтверждает опыт исихазма. Повторяя слова Блаженного Иоанна Синайского, Палама пишет: “Исихаст есть бестелесная в теле ограниченная плоть”. Этот трудный и парадоксальный замысел единит человека и готовит его к обожествлению. Вот почему вся исихастская жизнь направлена на единение человека, сплоченность рассеянного ума, накопление этого бестелесного разума в теле, сосредоточение всей сущности человеческой внутри тела – в сердце. Эту цель преследует и Иисусова молитва. Как простой Бог, в своем желании открыть Себя человеку, произносит обычно всего лишь одно предложение, так и человек, ищущий объединяющую простоту, обращается к Богу с Иисусовой молитвой.

Господь Бог наш – Бог-Ревнитель. Он хочет человека не разделенного, Он хочет обрести его целого. И только когда объединится раздробленный и разделенный в грехе и страстях человек, только тогда он сможет предстать перед Творцом и отозваться на Его заповеди. Только когда человек сосредотачивается в себе и в Боге, он становится “одним духом во Господе”. Он связан Божьим Словом, в непостижимой простоте Которого, как говорит святой Максим Исповедник, становится частью единого, возвышаясь тем самым над всякого рода разделением. Таким образом, единение по сути становится синонимом простоты. Человек объединяется, охватывает всю тварность и дарует ее вместе с собой Богу, раскрывая тем самым полноту и образ Божьего творения.

Сердце – место встречи человека с Богом. В книге Откровения Христос стоит у двери и стучит. Если кто услышит Его голос и отворит дверь, Он войдет к нему и будет вечерять с ним. Когда верующий действительно объединяется с Христом, то он приобретает, как пишет апостол Павел, “ум Христов”, или, как отмечает святой Григорий Палама, Христос занимает место “предводителя” человека.

Правда Божья нераздельно делится и неделима в раздельности. И духовный смысл истины является человеку через Божественное озарение, когда ум свободен от всякого рода страстей. Таким образом, человек выходит из разрушения и разделения и причащается Божественного единства и простоты. Завершение этого причащения зависит от будущего века, когда Бог, соединившись с каждым обожествленным, будет иметь одноприродную с ним энергию.

Это характеризует Церковь как Тело Христово и причастие обожения. Церковь едина. И единство Церкви как универсальность и целостность отождествляется с истиной и простотой. Как отмечает святой Григорий Палама: “Церковь Христова есть истина, а все противное ей никогда не пребывает в Церкви Христовой”. Истина, как и простота, не распадается и не уделяется в Причастии. Истинным является “έν” – единое, в то время как “ложь разнообразна”. Но простота как несотворенная энергия Божьей истины вся обретается в тварности. И через человека, находящегося на границе материального и духовного мира, все указывает на путь к простому единству, к Божественной целостности.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.