1. Экономический кризис, переживаемый сегодня во всем мире, но в особенности у нас, на юге Европы, породил депрессию у миллионов людей, а порой и отчаяние. Сегодня все чаще люди осознают, что экономический кризис – это лишь одно из проявлений кризиса общества в целом, кризиса ценностей. Кризис же общества, в свою очередь, является следствием распространения в эпоху благосостояния теоретических концепций человека и природы, полностью противоположных христианским. После того, как из сознания человека и общества была извергнута вера в Бога, в Бога истины, справедливости и любви, современный человек пришел к выводу, что поскольку Бога нет, то все позволено.

Уважение к человеческой личности сменилось засильем безличных социальных институтов и связей. Идея свободы человека отступила на второй план, а на ее место вышла абсолютная свобода рынка. И вот от общества свободных личностей мы пришли к состоянию, когда целые народы превратились в рабов безличных финансовых групп, безымянных денежных торговцев, по сути, управляющих экономикой целых народов, презрительно именуемых ими «рынками». Деньги для них абстрагировались от своего товарного носителя, приобрели собственную «рыночную цену», сами превратились в товар. В запутанных лабиринтах глобализации были созданы новые структуры финансовой системы «виртуальной экономики», не контролируемой ни одним государственным или другим политическим институтом.

Наоборот, решения этих неизвестных сил, действующих под покровом анонимности, способны взорвать существующую ныне систему государств и народов и приговорить миллионы людей к безработице, а все общество к нищете. Итак, вся мировая экономика переживает в настоящий момент глубокий структурный кризис финансовой системы, являющийся неопровержимым доказательством кризиса ценностей в обществе.

Показателем уровня, которого достигло социальное неравенство в мировом масштабе, является тот факт, что 20% населения планеты, живущие в богатых странах, потребляют 80% всех добываемых природных богатств. Одновременно с этим экономический произвол, коррупция, несправедливость и бездушие, процветающие при любой господствующей экономической модели – хоть капиталистической, хоть социалистической – привели миллионы людей к социальной маргинализации, а многих и к полной нищете.

2. Церковь не имеет права оставаться сторонним наблюдателем этих тревожных экономических процессов. В этой ситуации она обязана решительно сказать свое веское слово по трем основным вопросам.

а) Безжалостной критике необходимо подвергнуть членов самой Церкви за поведение, несогласное с евангельскими принципами, за малое или большое участие в несправедливости и коррупции. Помимо этого, по инициативе приходов, различных церковных обществ и организаций активная деятельность должна быть развита по предоставлению немедленной помощи самым незащищенным членам нашего общества. Слава Богу, в этой области в Церкви уже есть серьезные сдвиги к лучшему.

б) Бесстрашной критике должна быть подвергнута материалистическая идеология и все идеологические системы, породившие социальную несправедливость в целом и экономический кризис в частности. Необходимо предпринять попытку повлиять на политических лидеров и призвать выдающихся ученых и экономистов найти выход из создавшегося положения на основе уважения к человеку, к национальному самоопределению народов, а также солидарности с ними в их борьбе. Общепринятые взгляды на человека и творение подверглись в последнее время существенному влиянию потребительских идей. Церковь призвана защищать достоинство человеческой личности как образа личностного Бога, а также священный характер твари как создания рук Божиих. Мировоззрение, согласно которому человек есть хозяин всего творения и, следовательно, имеет право использовать его, как он пожелает, нанося тем самым вред окружающей его природе, не просто ошибочно, но и является с православной точки зрения грехом. Согласно христианскому вероучению, человек является органичной частью творения и обязан использовать его с уважением.

в) Поместные Церкви должны проявлять большую солидарность, совместно влияя на общество, в котором они живут. К примеру, призывая народы Северной Европы к пониманию и поддержке переживающих испытания народов Южной Европы, и, напротив, сдерживая чувства горечи и возмущения экономически более слабых народов Юга, направленные против некоторых европейских экономических гигантов. Естественно, что таких примеров может быть приведено множество из-за глубокого контраста, существующего на планете между экономически сильными и слабыми государствами. Церковь в богатых странах не имеет права хранить молчание и позволять господствовать хору оскорблений в адрес переживающих тяжкие испытания народов и уж тем более не имеет права присоединяться к нему.

3. Давайте, однако, вернемся в родные пенаты – в наше общество. Нашим первым долгом здесь является строгая самокритика. К сожалению, смысл этого важного слова был в последнее время извращен. Однако, не снимая ответственности с политических и экономических лидеров, мы все должны осознать ошибки, сделанные нами как гражданами. Конечно, не соответствует действительности то, что все люди ответственны за ситуацию в стране в равной мере. Многие простые люди являются жертвами, не получившими никакой выгоды от благосостояния, созданного за счет взятых в долг денег. Но посмотрев проницательным и беспристрастным взглядом, большинство из нас вынуждено будет признать свои личные ошибки и промахи. Признать, что были случаи, когда мы не оказали противодействия очевидному произволу и вопиющему беззаконию.

Лишь повторяя фразу «кризис ценностей», мы рискуем погрязнуть в неопределенности. Церковь вновь и вновь призвана указывать на значение именно этих актуальных во всем мире, непреходящих ценностей: на справедливость, в очевидном евангельском смысле: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матф. 7:12). А кроме того, на истину, чувство меры, примирение, любовь во всех ее видах и проявлениях.

4. Впрочем, одной самокритики не достаточно. Роль Церкви не может быть сведена к обвинениям, клеймящим всех без разбора нарушителей. Слово Церкви должно, прежде всего, непрестанно призывать к покаянию. Для многих в наше время слово «покаяние» звучит старомодно, чересчур «религиозно». Однако оно продолжает быть актуальным и революционным с тех самых пор, когда его поставил в центр Своего Евангельского учения Господь наш Иисус Христос, призвав: «Покайтесь» (Марк. 1:15), то есть: измените способ мышления, поведения, свое восприятие жизни. Лишь изменив и разум, и сердце, мы сможем положить конец тенденциям и страстям, губящим наше общество. Экономический и нравственный кризис, бушующий среди большинства народов в большинстве стран, порожден очевидными причинами, имеющими название и конкретные формы. Ограничусь тем, что назову три корня коррупции – матери экономического кризиса.

a)     Корыстолюбие. Оно, по словам апостола Павла, является «идолослужением» (Колос. 3:5), отказом от почитания истинного Бога. Корыстолюбцу не важно, насколько законны используемые им методы. Его алчность принимает все новые и новые неконтролируемые формы. Недаром «апостол языцев» эмоционально предостерегает: «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:9). Вирус сребролюбия в современную эпоху мутирует и распространяется во всех слоях общества. Так называемое общество потребителей переросло в потребительскую истерию. Идеалом и целью жизни современного человека любого общественного класса стало бездумное накопление материальных благ, часто избыточных, при полном пренебрежении к окружающему миру. Эту алчность, ставшую причиной и современного экологического кризиса, заклеймил уже 16 веков назад великий богослов, отец и учитель единой и нераздельной Церкви святой Григорий Нисский, подчеркивая: «Употребляй, но не злоупотребляй. Позволь себе наслаждаться, но в меру. Не приноси гибель всем животным, живущим на земле и в море» (Беседа о благотворительности, 383 г. после Р.Х.).

b)    Следующим корнем коррупции является ложь. Ложь ознаменовала грехопадение рода человеческого, как явственно следует из первой главы Святого Писания (Быт. 3:1). В последней же его главе подчеркивается, что вне Царствия Божия останется «всякий любящий и делающий неправду» (Апок. 22:15). Ложь, в конечном счете, подрывает нечто более важное, а именно способность любить. Это может показаться несколько странным. Однако именно это свойство лжи проницательно изъяснил Ф.М. Достоевский, вложивший в уста старца Зосимы такой совет: «А главное, самое главное – не лгите… Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям… Лгущий себе самому прежде всех и обидеться может. Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли?» («Братья Карамазовы». Том 1).

c)     Особую опасность, однако, представляют себялюбие, эгоцентризм, заключение в своем «я», поклонение выгоде – личной, семейной, местной, национальной. Лекарством против этого недуга была и остается справедливость в сочетании с помощью ближним и самопожертвованием. Ибо обрести себя можно лишь отдавая себя другим. Провозглашение этой истины и словом, и делом и есть первостепенная задача Церкви, выливающаяся в помощь бедствующим, даже если их бедственное положение происходит от их же собственных ошибок и пороков (см. Матф. 25:35-40). Ни один другой общественный институт не способен показать столь яркий пример любви и самопожертвования и столь вдохновенно призвать к этому идеалу других. К известному афоризму «cogito ergo sum» («я мыслю, следовательно, я существую») Церковь, черпая вдохновение с ярчайших страниц своей истории, добавляет: «я люблю, следовательно, я существую» по прообразу Божественной любви и взаимного единения, существующего между ипостасями Святой Троицы.

5. После критических слов и указания на личную ответственность каждого Церковь должна сказать обществу слова надежды и оптимизма. Кризис может стать началом духовного обновления. Лихорадка как экономического, так и экологического кризиса – это лишь симптом более глубокого заболевания, угрожающего выживанию человечества.

Современный экономический кризис, несмотря на страдания и растерянность, которую он породил в миллионах людей как развивающихся, так и развитых государств, предоставляет нам уникальную возможность произвести коренные изменения в ведущих областях всемирной, национальной и нашей личной жизни. Мы, христиане, призваны находиться в первых рядах этой борьбы, как мы сделали это (под предводительством Всемирного совета церквей) в борьбе с расизмом и насилием. Конечно, ни расизм, ни насилие не исчезли после нашей критики и наших действий. Однако мы добились того, что общество яснее осознало необходимость борьбы с ними.

Уже не в первый раз Церковь борется с кризисом. Трагический опыт вооруженного противостояния во время мировых войн XX века пробудил совесть людей, создав предпосылки для крушения колониализма, фашистских режимов, расистских идеологий и, в конечном счете, привел к падению коммунистического режима в большинстве стран. В периоды тяжелых испытаний, когда общество находится на пределе своих жизненных сил, из глубин человеческих сердец возникают такие редкие добродетели, как любовь к истине, храбрость, терпимость, способность прощать, самоотречение, справедливость, альтруизм. Они и сегодня являются действеннейшими антителами к обморочным тенденциям нашего общества. Именно их настойчиво и упорно и должна культивировать сегодня Церковь.

Наш непосредственный долг – поддержание надежды и стойкости наших народов на основе искреннего уважения к каждой человеческой личности и каждой нации, а также борьба за справедливое преодоление экономического кризиса, за подлинную солидарность как внутри нашего общества, так и между всеми народами планеты.

Источник на новогреческом: http://www.tovima.gr/society/article/?aid=473140

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия».