Продолжение, См. Часть 1.

По прошествии многих лет, когда эта церковь оказалась в полуразрушенном состоянии, мощи были перенесены в храм святого Элефтерия, а затем в нынешнюю митрополию. На памятнике над ее ракой написаны следующие слова: «Под этим надгробием покоится святая Филофея, душу которой Всевышний поставил среди блаженных». Филофея была объявлена святой вселенским Патриархом Матфеем II (1595 – 1600). Неофит, митрополит Афинский, изучив подробности жития и мученичества преподобной, совместно с епископами Коринфа и Фив и афинскими чиновниками, составил обращение в патриархат о причислении Филофеии к лику святых. В этом документе написано следующее: «Поскольку было явлено, что святое тело преподобнейшей Филофеи источает благоухание и постоянно мироточит, а также молящимся больным подает исцеление, мы, совместно со Священным Синодом и всеми находящимися здесь архиереями, считаем нужным причислить ее к числу святых преподобных жен и ежегодно праздновать ее память».

agf2

Таково кратко изложенное житие святой Филофеи Афинской, благоуханного цветка нашего народа, явившегося в тяжелые годы турецкого рабства. Она не только строго соблюдала заповеди Христовы, но и вела духовную борьбу по укреплению священной православной традиции, подобно крепости, защищая греческий народ от духовного упадка и варваризации. Она пожертвовала всем – богатством, покоем, жизнью – ради веры своих отцов. Печаль одолевала ее душу, когда она видела, что христиане забывают о необходимой любви, живя в оцепенении, равнодушии, с сердцем полным страха, малодушия и лукавства.

Службу святой Филофее составил некий мудрый и благочестивый человек по имени Иеракс. Среди прекрасных хвалебных слов есть и следующие: «Ты имела Давида кротость, Соломона, благочестивая, мудрость, Самсона мужество, Авраама радушие, терпение Иова, Предтечи святую аскезу».

Церковь святого Андрея, располагавшаяся на нынешней улице Святой Филофеи, была разрушена по распоряжению митрополита афинского Германа Каллигаса, несмотря на то, что он питал к святой глубокое уважение. Это было сделано, поскольку стены церкви пришли в негодность. Но вместо того, чтобы укрепить богато расписанные стены старой церкви, на том же фундаменте была воздвигнута новая часовня, находящаяся там по сей день. В те годы (Герман был митрополитом в период с 1889 по 1896 гг.) люди не осознавали всей ценности византийского искусства. Новая церковь характеризуется достаточно посредственным, холодным убранством и не создает человеку, входящему в церковь, благочестивого настроя.

Церковь подворья, построенного преподобной Филофеей в Патисии, разрушилась от старости, поскольку до провозглашения восстания 1821 года христиане не реставрировали ее из страха перед турками. Из-за этого колонны храма лежали, поросшие колючками. Уцелела лишь конха апсиды и западная стена с входом.

Под руководством архитектора А. Орландоса благочестивые христиане восстановили церковь в первозданном виде, какой она была при жизни святой Филофеи, являя собой скромное украшение посреди лишенных изящества домов, расположенных вокруг. Господь сподобил меня украсить эту церковь росписями. На одной из них я изобразил монастырь, каким он был в те годы, со стоящей рядом игуменией Филофеей и монахинями, направляющимися в церковь.

По всей видимости, все представители рода Бенизелосов были людьми религиозными. В нартексе церкви в Кесарьяни работающий над ним художник-иконописец оставил надпись: «Этот пронаос или нартекс расписан на средства приходящих в этот монастырь из страха чумы под защиту Всепетой Троицы и покрова Блаженной Девы благородного и ученейшего Бенизелоса, сына Иоанна, сестер его и прочей свиты в годы игумена Иерофея, мудрейшего иеромонаха. Написано рукой Иоанна Ипата из Пелопонесса 20 августа 1682 года». Выходец из семейства Бенизелосов, Николай, стал иконописцем, учеником Георгия Маркиу, расписавшего множество храмов Аттики в период с 1727 по 1740 гг. В церкви Богородицы в Коропи имеется надпись: «Расписана в 1732 году рукой Георгия Марку и его ученика Николая Бенизелу». Бенизелос участвовал и в создании последнего произведения мастера – росписи монастыря Фанеромени в Саламине. Об этом свидетельствует сохранившаяся надпись: «1653. Этот святой и всечестной храм Преображения Господа Бога и Спасителя нашего был расписан рукой Георгия Марку из города Аргос и его ученика Николая Бенизелу, Георгакис и Антониос».

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.