Нам мало известно об истории распространения христианства в Халкидики. В книге Деяний Апостолов сказано, что Апостол Павел прошел через горы Херсонеса, направляясь из Амфиполя через Эгнатию в Фессалоники и, вероятно, переночевал в Аполлонии Мигдонийской. Однако какие-либо исторические свидетельства о его деятельности в остальной части Халкидики отсутствуют, несмотря на тот факт, что в те времена, помимо Аполлонии и соседнего города Калиндрии, в Херсонесе существовали еще, по крайней мере, два значительных города: Аканф и знаменитая Кассандрия.

AgiosPaulos01

Однако живая народная традиция Халкидики настойчиво рассказывает о событиях, связанных с пребыванием и деятельностью Апостола Павла. Отрывки подобных повествований были записаны по всему Херсонесу, и они складываются в увлекательную историю.

Апостол Павел пришел в Эрисосс (такое название в те времена носил Аканф), чтобы проповедовать слово Божие. Жители города, грешники, преследовали Апостола и хотели его убить. Спасаясь от преследователей, Апостол спрятался в стаде волов в восточной части города. Однако и здесь его обнаружили, но в последний момент Господь услышал молитвы Павла. В земле открылась пропасть, в которой Павел смог скрыться и отправиться в Кассандру.

Жители Эрисосса приписывают случившееся ладиавитам, хотя последние переселились в Эрисосс лишь в 1700 году, оставив свою родную деревню Ладиаву, находящуюся на юго-востоке от современной Кумицы.

Эта точку зрения подтверждают следующим свидетельством: скрываясь в расщелине, Павел повернулся к своим преследователям и проклял их, сказав, чтобы они не могли более употреблять в пищу мясо коров. И по сей день ладиавиты не могут есть говядину.

Вход в открывшуюся расщелину существует и сейчас, кроме того, он доступен для посещения и носит название «Источник святого Апостола Павла». Он располагается в нартексе одноименной часовни, близ бывшего подворья монастыря Кутлумуш на юго-востоке Эрисосса. В XI веке этот источник был местом паломничества, а соответствующее предание стало известно уже в 1550 году, когда оно было впервые записано. Вероятно, оно было известно и в XI веке, поскольку здесь, на месте, где бил источник, была построена церковь с исключительными мраморными украшениями. Фрагмент ее характерного византийского иконостаса с рельефными изображениями исполнен в малоазийском стиле и хранится в коллекции Башни Просфориу (Урануполи).

Место выхода Апостола Павла в Кассандре также известно как «Источник Святого Павла», рядом с величественной башней – подворье афонского монастыря святого Павла на территории современной деревни Неа Фокеа. «Источник» города Эрисосс представляет собой древнюю крытую галерею, предназначенную для бурения в поисках воды, вырубленную в мягкой известняковой скале. В свою очередь, «Источник святого Павла» в Кассандре, вероятней всего, является высеченной в скале македонской гробницей с длинным, угловатым коридором и низким потолком. В одном из углов этого коридора построен резервуар для сбора воды из источника. Внутренняя комната гробницы была превращена в часовню и украшена росписями. Однако из-за высокой влажности эти росписи были утрачены. Сохранились лишь некоторые из них, расположенные по углам комнаты. Но датировать их не удалось. Древняя кропильница поддерживала разрушенный святой престол. Когда я впервые вошел в эту комнату-часовню, то обнаружил разбросанную здесь одежду, остатки совершавшихся здесь обрядов очищения и «молитв» об исцелении – распространенных древних практик, характерных для святых источников и святых деревьев.

У нас нет данных о том, когда на «Источнике» Кассандры началось почитание Апостола Павла. Однако я придерживаюсь мнения, что это случилось до XVI века.

В рассказе о пути Апостола Павла из Кассандры появляются новые подробности: святой Павел продолжает путь верхом на коне и вооруженный мечом. Конь одним прыжком переносит его из Кассандры в Ситонию. Он оказывается на скалах близ поселений Ай-Янис и Никити, чтобы последовать по впечатляющей древней дороге, ведущей (до 1954 года) в поселение Торони. Поскольку Павел был голоден и не имел с собой никакой пищи, он своим мечом отсек от скалы кусок гранитного камня, напоминающий головку сыра, только что извлеченного из формы. Эта местность известна под топонимом (уже почти забытым в наши дни) «Усеченный камень», а скалу с неестественным сколом жители деревни Никити называют «Сыр святого Павла».

Когда Павел покинул Никити и продвинулся в сторону Акти Ковиу, треск сороки испугал лошадь, что подвергло святого большой опасности. С тех самых пор и по сей день в этой местности сороки не показываются. Чуть дальше, близ Калогрии, тропа проходила по гладким гранитным камням, и лошадь Павла начала скользить. Следы от этого скольжения остались на камнях. Чтобы преодолеть эту трудность, Павел с помощью меча начертил на камнях линии, параллельные дороге. Эти линии есть и в местности, называемой «Спатьес» (гр. «удары меча»). Затем изможденная лошадь прилегла отдохнуть, но Павел не позволил ей этого и заставил ее подняться. Лошадь с помощью Павла встала, опираясь на переднюю правую ногу. Чтобы убедиться в этом, вы можете взглянуть на след лежащей лошади и отпечатки ног Павла и лошади, оставшиеся на гранитной тропе.

В продолжение пути Павел почувствовал жажду и ударил мечом о камень. По сей день из этого камня бьет богатый источник, утоливший жажду Апостола. Парапет источника был построен в 1713 году, согласно сделанной на нем надписи, которая впоследствии была украдена безответственными кладоискателями. Рядом с источником находится часовня Святого Павла, возведенная в 1903 году на месте более древней часовни. Здесь же находится раннехристианская постройка, предположительно храм, что свидетельствует о том, что Апостол Павел почитается здесь с давних времен.

Спускаясь дальше от источника Святого Павла, мы приходим в местность Элья, где в 1971 году были обнаружены остатки раннехристианской базилики. В документах 1300 года об этой базилике говорится как о «церкви великих Апостолов Петра и Павла». Эта церковь, вероятно, была разрушена в конце VI века. Какие же еще тайны хранит ее история?

Таковы основные предания, связанные с пребыванием Апостола Павла в Халкидики. Об Апостоле сложили много народных рассказов, что заставляет нас прийти к выводу, что Апостол действовал и в Халкидики. Конечно, трактовка отметин на камнях как следов скольжения и отпечатков ног привычна и для других местностей как Греции, так и других стран. Тем не менее, связь стольких поселений Халкидики с Апостолом Павлом не может остаться незамеченной. Не будем забывать, что во времена Апостола Павла город Кассандрия (нынешняя Неа Потидеа) являлась одним из самых значительных городов Македонии и одной из ранний епископий – «Епископии Кассандрии». Кассандрия находилась в одном дне пути от Фессалоники, была соединена с ней так называемой «царской» дорогой и позднее – каботажным сообщением.

Отсутствие каких-либо отсылок на пребывание Апостола Павла в Кассандрии и других городах Халкидики (за исключением Аполлонии) в книге Деяний Апостолов не опровергает достоверности народных преданий, поскольку известны и другие районы, где проповедовал Апостол Павел, о которых нет соответствующих сведений в Деяниях Апостолов.

Иоаким Папагелос, археологос.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.