Окончание, См. Часть 1.

На этом Соборе ариане возвели и другие обвинения на святого Афанасия. В частности, они обвинили его в том, что он убил некоего епископа по имени Арсений и использовал его отсеченную правую руку для совершения колдовства. Константин Великий приказал провести соответствующее расследование и опросить всех свидетелей, после чего выяснилось, что Арсений жив, просто ариане скрывали его в тайном месте. Как только епископ был обнаружен, он был приведен на Собор. Афанасий, указав на две руки Арсения, ставшего орудием козней ариан, сказал: «Никто да не ищет другую руку, ибо только две руки может иметь человек от Создателя всего».

0118_Athanasios

Однако враги Афанасия не унимались и продолжали строить против него козни. По свидетельству церковного писателя Руфина (345 – 410 после Р.Х.) и более поздних историков, они привели на Собор бесстыдную и подлую женщину, которая, по их наущению, со слезами вопияла о том, что была девственницей и что Афанасий совратил ее. Тогда святой предстал перед Собором в сопровождении своего друга – священника по имени Тимофей. Пока Афанасий молчал, этот священник, притворившись Афанасием, которого эта бесстыдная женщина даже не знала в лицо, спросил ее: «Разве я когда-нибудь встречал тебя и входил в жилище твое?»

Сия же жена, приняв Тимофея за Афанасия, завопила с величайшим бесстыдством и, указывая пальцем на Тимофея, говорила ему: «Да, ты лишил меня девственности, ты отнял у меня целомудрие». Тотчас же подстроившие этот навет люди спрятали наглую женщину, несмотря на протесты Афанасия, требовавшего допросить ее с целью найти зачинщиков сих нечестивых дел. Так ариане стали посмешищем из-за своих интриг.

Однако, несмотря на это, враги истины и правой веры не перестали возводить клевету на святого Афанасия. Им удалось возвести еще два навета, а именно: они обвинили его перед императором Константином Великим, во-первых, в участии в сговоре против него и в снабжении бунтовщиков золотом, и, во-вторых, в том, что он препятствовал доставке хлеба из Александрии в Константинополь. К сожалению, император поверил клеветникам и приказал сослать Афанасия в Галлию, в город Августа Треверов (современный Трир). Это было первое изгнание Афанасия Великого (июль 335 г. – ноябрь 337 г.).

По прибытию на место изгнания святой Афанасий удостоился там чрезвычайно радушного приема и особых почестей со стороны епископа Максима и местных правителей, ибо слава о нем распространилась уже по всему христианскому миру. За время изгнания Афанасия были предприняты организованные попытки церковной реабилитации Ария, не увенчавшиеся успехом из-за его внезапной смерти (336 г. после Р.Х.). Собор из ста епископов, созванный в Александрии, оправдал Афанасия и позволил ему вернуться из изгнания. Народ Александрии с неописуемым ликованием и радостью встретил своего архипастыря.

И все-таки противники святого Афанасия не успокоились на этом. Они продолжили строить козни и вновь добились низложения святого и его ссылки в Рим – место второго изгнания Афанасия Великого (март 340 г. – октябрь 346 г.). В Риме Афанасий удостоился великих почестей от папы Юлия (337-352 гг.). Во время своего пребывания в Риме святой Афанасий немало способствовал распространению монашества на Западе, приводя в качестве образца праведность и аскетическую жизнь Антония Великого. Вернувшись из изгнания, святой пребывал на патриаршем престоле без перерывов целое десятилетие, с 346 по 356 гг. Однако его враги вновь ополчились против него и сумели в третий раз сместить его с трона (февраль 356 г. – февраль 362 г.).

На этот раз местом изгнания святого была Египетская пустыня. Там он нашел приют у пустынножителей и во всем следовал их образу жизни. Однако, пребывая в пустыне, святой Афанасий ни на миг не переставал печься и молиться о своей пастве, доверенной ему Богом, Которого он любил безмерно, Которому он поклонялся и Которого он молил о восстановлении своем на патриаршем престоле. За этими событиями последовали и два других изгнания Афанасия Великого: сначала с октября 362 г. до сентября 363 г. и затем – пятое по счету – с октября 365 г. до января 366 г. Несмотря на все наветы, козни, преследования и гонения, Афанасий оставался незыблемым, как скала, верным своим убеждениям и своей вере и готовым претерпеть все ради нее.

Конец преследованиям, притеснениям и изгнаниям Афанасия Великого положил Константинопольский император Валент (364 – 378 гг.). Несмотря на свою приверженность арианским взглядам, Валент, опасаясь, что изгнание святого Афанасия может послужить причиной для беспорядков, и, зная о великой любви, которую народ питал к святому, в феврале 366 г. после Р.Х. был вынужден вернуть его на патриарший трон. Так закончились великие злоключения этого выдающегося мужа. Восстановленный в своих правах Афанасий Великий боголюбиво управлял своей патриаршей епархией до самой своей во Господе кончины, произошедшей 2 мая 373 г. после Р.Х. Святой ушел из этой жизни счастливый тем, что сподобился увидеть в безопасности Православие, за которое он боролся, ни разу не уступив животному насилию, с которым восставали против него враги правой веры.

Труды Афанасия Великого

Несмотря на великие злоключения и бедствия, выпавшие на долю Афанасия Великого, ему удавалось уделять время писательской деятельности. Его труды поражают богатством и количества, и качества. Поистине, Афанасий Великий был главной фигурой на церковном горизонте эпохи, будучи не только неустрашимым воином Православия, но и автором выдающихся сочинений.

Все сочинения Афанасия Великого можно разделить на пять групп: а) апологетические сочинения в защиту христианства и православия; б) полемические сочинения против ариан; в) труды по истолкованию Священного Писания; г) аскетические труды и д) послания. Издание трудов святого занимает четыре тома – с 25 по 28 том – «Греческой патрологии» Мине. Необходимо отметить, что сочинения и проповеди Афанасия Великого во многом не только определили современную ему церковную мысль, но и предопределили ее на много поколений вперед. Даже великие светильники Церкви, такие как Василий Великий и Григорий Назианзин, черпали, «как из источника», из трудов Афанасия Великого, о чем точно говорит патриарх Константинопольский Фотий (820-893 гг. после Р.Х.).

Характеристика Афанасия Великого

Святой Афанасий стяжал себе славу выдающегося церковного мужа не только благодаря своей писательской деятельности, но прежде всего за свой непреклонный характер, за горячую любовь к Церкви и за свои исключительные личные качества, как отмечает другой великий отец Церкви Григорий Назианзин: «Жизнь и поступки Афанасия – правило для епископов, его догматы – закон для Православия, ибо с одной стороны его жизнь направляла его учение, с другой – его учение скрепило печатью его жизнь». Имя Афанасия стало синонимом добродетели, как вновь точно свидетельствует Григорий: «Хваля Афанасия, буду хвалить добродетель; ибо одно и то же — наименовать Афанасия и восхвалить добродетель» (Похвальное слово Афанасию I).

Непрекращающиеся битвы святого Афанасия за Православие превратили его в «Церкви Божией истинный столп и основание», как точно охарактеризовал его Кирилл Первый, патриарх Александрийский (412-444 гг. после Р.Х.). И действительно, Афанасий превратил свою жизнь в живое выражение и истолкование правой веры, защиту которой он поставил целью своей борьбы. Обладая выдающимися нравственными и организаторскими личными качествами, он оказал значительное влияние своими словами и поступками на общественное сознание христиан. Его авторитет как «отца Православия» полностью сохранился и после того, как он отошел ко Господу, а его труды, содержащие подлинное и верное церковное учение, приобрели вселенское значение и широко использовались последующими церковными писателями и Вселенскими Соборами при формулировки православных догматов нашей Церкви.

Афанасий Великий в борьбе за Православие сражался с самыми могучими противниками и не был сломлен преследованиями и изгнаниями. И потому его по праву называли «героем среди святых и святым среди героев». Чтя его подвиги, Церковь возвела его в один ряд с апостолами, евангелистами и мучениками, причислив к сонму святых, и верующие воздавали и воздают ему почести, принятые и установленные поколениями христиан, до сего дня. По праву песнопевец нашей Церкви, отмечающей его память 18 января и 2 мая, воспевает его такими словами: «Афанасие, и по кончине твоей глаголю живеши, ибо праведницы живы и по смерти», то есть: Афанасий, несмотря на то, что ты умер, я считаю тебя живым, поскольку праведные живут и после смерти.

Литература

1. Григорий Назианзин, Слово похвальное Афанасию Великому (JP Migne Patrologia Graeca, том 35, стр. 1081 – 1118).

2. Михаил (Константинидис), архиепископ Американский. Афанасий Великий и его эпоха. Афины, 1937.

3. Панайотис Димитропулос. Афанасий Великий (статья из Религиозно-нравственной энциклопедии). Изд-во «АФ. МАРТИНОС».

4. Димитриос Баланос. Отцы и писатели древней Церкви. Изд-во «Апостолики диакония», Афины, 1961.

5. М. П. Афанасий Великий (статья в Новом энциклопедическом словаре, изд-во «ИЛИОС»).

6. Хрисостом (Пападопулос), архиепископ Афинский (статья в Энциклопедическом словаре, изд-во «Элевтерудакис»).

7. Вас. Стефанидис. Церковная история. Афины, 1948.

Автор: Георгиос Пападимитропулос, филолог-богослов

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.