Сегодня “Пемптусия” публикует первую часть доклада Елени Хатзоглу, доктора филологии, прочитанного на юбилейном мероприятии, организованном Великим Ватопедским монастырем 13 ноября 2014 года в гостинице Caravel по случаю 300-летней годовщины со дня смерти святого Герасима Палладаса (1714-2014).

palladas-hatzoglou_UP-600x275

Сегодня мы отдаем дань уважения памяти смиреннейшего человека, отличившегося в своей жизни скромностью и воздержанностью. Изучение его жизни и творчества, проведенные мной в процессе моего диссертационного [1] и постдиссертационного исследования, позволяют утверждать, что предназначением его был труд, далекий от каких-либо претензий на самовозвышение и даже признание.

Тем не менее, ни одна светлая личность не может долго оставаться в тени, рано или поздно она будет замечен. Так и Герасим, как в течение своей земной жизни, так и после смерти, снискал славу и признание. Цель моего сегодняшнего доклада – представить свидетельства о его личности, как по большей части положительные, так и негативные – клевету, порой появлявшуюся в его жизни.

agios-gerasimos-patriarhis-alexandreias-palladas

Для начала следует отметить, что до своего избрания в 1688 году на патриарший престол Герасим работал учителем греческого народа в районах, находящихся под властью турок, на Пелопоннесе и в Эпире. В частности, он был связан с преподавателями и учениками Янинской школы игумена Епифания, являвшейся колыбелью греческого образования в период относительной, но контролируемой “автономии” образовательных учреждений в годы Туркократии. Одним из тех, кто участвовал в этом просветительском движении, был Григорий Мелиссинос с острова Крит, племянник известного ученого Герасима Влахоса. В 1660 году Мелиссинос попросил Герасима Палладаса, еще бывшего монахом, прислать ему десять своих поучений, дабы использовать их в качестве образцов церковной проповеди. Григорий, обращаясь к Герасиму в письме [2], пишет о значении добродетели и знания, подразумевая, что эти качества украшали его адресата.

Позднее синод Константинопольского Патриархата избрал Герасима митрополитом Касторийским. Однако в этой должности он пробыл достаточно короткое время, так как был лишен этого сана синодом Ахридской архиепископии, посчитавшей его назначение на престол митрополита антиканоническим, что по сути явилось лишь несогласием с решением, принятым в Константинополе. Осуждение личности Герасима, содержащееся в документе о его отстранении, стало первым ударом, который он получил, пострадав из-за несовершенства церковного устава именно этой митрополии.

После своего короткого пребывания в должности наместника Адрианопольской митрополии (на эту должность он был назначен, так как в результате разрушительного землетрясения безвременно погиб тогдашний митрополит Александрийский Парфений) Герасим был единогласно избран Константинопольской патриархией патриархом пустующей кафедры. Вселенский патриарх Каллиник Акарнан в своем послании к клиру и народу Александрийской патриархии красноречиво и образно описывает достоинства новоизбранного патриарха. Это послание представляет собой ценный исторический и агиологический источник, подытоживающий все заслуги Герасима в следующих словах: “Это человек богобоязненный и достойный, отличающийся великой мудростью и украшенный успехами, как в практической, так и в духовной жизни. Выделяясь как физическими, так и душевными достоинствами, он вооружен учеными знаниями и благоухает многими Божьими добродетелями, обладает прекрасным богословским образованием, в силу чего стал пламенным проповедником евангельского учения. Заканчивая, отмечу присущую его характеру доброту и Божественную кротость” [3].

Пребывая на патриаршем престоле, святой вел переписку с различными известными людьми того времени, одним из которых был Иоанн Кариофиллис, занимавший пост директора константинопольской Патриаршей академии и развернувший обширную преподавательскую и политическую деятельность. В своем письме 1690 года он отмечает духовный авторитет патриарха Герасима, утверждая, что Божественное усердие и опыт вознесли его на “неземные высоты”. Кроме того, воцарение Герасима на патриаршем престоле он считает Божьим промыслом, вспоминая “живоносные ручьи” его благочестивых учений и говоря о его “высоких духовных заслугах” [4].

Связанный со святым дружескими узами, Вселенский патриарх Дионисий Муселимис вспоминает в своем письме 1693 года время их “остроумных бесед”, в которых проявлялась “блистающая просвещенность мудрейшего мужа” [5] – Герасима.

Ученый Анастасий-Михаил Наусский, работавший в Германии, восхваляет “всепетого” Герасима за его “образ жизни, образование и богочестие” [6]. Он также упоминает, что немецкий университетский преподаватель Анхард Аделунг во время своего путешествия по Востоку в период с 1700 по 1706 гг. был поражен простотой и святостью патриарха, назвав его “земным ангелом” [7].

Александр Маврокордатос, знаменитый фанариот, дипломат и ученый, был знаком со святым Герасимом и всегда высказывался о нем положительно. Он явился тем, кто, зная о надежности и авторитетности святого, выступил посредником в его продвижении в сан митрополита Адрианопольского, дабы уладить некоторые вопросы и добиться равновесия в отношениях Православной Церкви и Высокой Порты. В своем письме 1709 года он описывает добродетели, благонамеренность, смиренномудрие и нравственность [8] этого достойнейшего иерарха, превосходящие все общечеловеческие критерии.

Однако самое сильное, пусть и анонимное, свидетельство [9] о престарелом пастыреначальнике оставили клир и народ Александрийской патриархии, услышав о его добровольном уходе с патриаршего престола в 1710 году. Их слезы, призывы остаться на своем посту и не покидать их являются самыми непогрешимыми доказательствами того признания, которое снискал он в душе и сознании всего народа.

Примечания:

[1] Начало моему исследованию жизни и творчества Герасима Палладаса в рамках диссертации было положено в 1999 году, когда ученого еще не канонизировали. Решение о канонизации было принято в 2002 году Александрийским патриархатом. Защита диссертации состоялась в 2005 году на кафедре филологии философского факультета Афинского университета им. Каподистрия.

[2] Панагиотис Аравантинос. Собрание биографий ученых периода Туркократии. Янина, 1960. С. 203.

[3] Елени Сот. Хатзоглу-Балта. Герасим II Палладас, патриарх Александрийский (1625/30-1714). Жизнь и творчество. Афины, 2005. С. 424.

[4] Там же, с. 426.

[5] Там же, с. 432.

[6] Анастасий Михаил. Путешествие по Европе. Амстердам, 1706. С. 45.

[7] Там же, с. 25.

[8] Феаген Ливадас. Александр Маврокордатос, тайный советник. Письма. Тергеста, 1879. С. 110.

[9] Герасимос Мазаракис. История Египетской Православной Церкви. Εκκλησιαστικός Φάρος 28, 1929. С. 446-447.

Продолжение следует…

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.