День памяти: 11/24 сентября

Отсутствие простоты, искренности и неподдельности во взаимоотношениях людей приводит к всеобщему лицемерию и неестественному, наигранному поведению. Это часто провоцирует недовольство молодого поколения.

Проблема обостряется, когда отсутствие простоты характеризует так называемых духовных людей. “Духовные люди, не умея жить просто, будучи “застегнутыми на все пуговицы”, молодежи не помогают”, – говорит блаженный старец Паисий.

И продолжает: “Видя в христианах людей, “застегнутых на все пуговицы”, людей, затянутых галстуками, важных и надутых, молодые не находят в них никакого отличия от людей мира сего и потому противостоят им. Молодые люди негодуют, видя, как даже духовные люди, даже священники пытаются внушить им что-то с помощью мирских ухищрений. <…> Другой человек чувствует, больно ли тебе за него или же ты лицемеришь. Какой-нибудь бродяга лучше, чем христианин-лицемер”. (С болью и любовью о современном человеке, гл. 5, “Люди жаждут простоты”).

Возможно, слова мудрого старца покажутся преувеличением, однако в действительности и Евангелия дают нам понять, что Христос придавал значение не внешнему впечатлению и формальной религиозности людей, но тому, чем наполнены их сердца. Ведь именно из сердца исходят “злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство” (Мк. 7:21-22). Поэтому он жалел лицемеров, прощал мытарей и блудниц и сотрапезничал с ними, призывая к детской простоте всех тех, кто хочет стать жителями Его Небесного Царства.

11/24 сентября Церковь чтит память святого Евфросина-повара. “Он был рожден от простых деревенских родителей. И получив простое и скудное образование, ушел в монастырь.

6812838479_492343d08c_z

Приняв постриг, он стал слугой монахам. Он был человеком из деревни и поэтому занимался готовкой, за что монахи презирали и высмеивали его”, – пишет синаксарь.

“Тем не менее, святой мужественно, благоразумно и спокойно терпел все насмешки, совершенно не выходя из себя. Ведь даже будучи несведущим в слове, он не был несведущ в знании. И это ясно подтверждает следующее событие. В монастыре, где жил блаженной памяти Евфросин, находился и некий иерей, друг Божий, усердно просивший Господа явить ему блага, которыми насладятся все любящие Его”.

Далее синаксарь приводит удивительный рассказ. Этот благочестивый священник увидел во сне, что оказался в раю, в саду с благоплодными деревьями, благоуханными цветами и чистыми водами. Евфросин находился здесь и наслаждался этими неизреченными благами. На вопрос иерея, как он оказался здесь, Евфросин отвечал: “Я неграмотен, но от Вас слышу слова апостола, говорящего, что те, кто борются, и в нынешней жизни видят райскую красоту. Затем он дал иерею три яблока, которые тот с удивлением обнаружил в своей рясе, когда проснулся.

Когда иерей открыл всей монастырской братии всю высоту духовной жизни всеми презираемого монаха Евфросина, это вызвало всеобщее восхищение. Однако святой, избегая человеческой славы, тайно покинул монастырь и больше не вернулся. Очевидно, он сделал своим постоянным жилищем мысленный духовный рай, где наблюдает свет лика Христова. Однако житие его дошло до наших дней, уча нас величию христианской простоты и подтверждая слова Евангелия: “Многие же будут первые последними, и последние первыми” (Мф. 19:30).

Источник: газета «Македония», 8/09/2013.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.