Апостольский отец и второй после Евода, епископ Антиохийский священномученик Игнатий Богоносец вместе со святым Поликарпом Смирнским учился у святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Его имя, по-латински ignis, переводится как “огонь” и свидетельствует о пламенеющем в нем желании во Христе, да такой силы, что он получил себе имя Богоносец. Существует два традиционных варианта трактовки прозвания “Богоносец”: а) после мученической кончины святого на внутренних сторонах его сердца были найдена золотая надпись с именем Иисуса Христа и б) Иисус брал Игнатия-ребенка на руки, о чем повествует Евангелие от Матфея (Мф. 18: 3).

Ignatius_of_Antioch2

Многие десятилетия жизни и деятельности святителя Игнатия остались бы в безвестности, если бы его жизненный путь закончился на епископском троне. Тогда он был бы известен только благодаря епископским свидетельствам церковного историка Евсевия Кесарийского.

Во время гонений Домициана (81-96 гг. после Р.Х.) святой Игнатий призывал многих исповедников презирать пытки и мучения, которые длятся лишь мгновение, во благо стяжания жизни вечной. Когда гонения прекратились, святой Игнатий учредил положение об организации Церкви и, таким образом, показал, что благодать, данная апостолам в день Пятидесятницы, остается и распространяется на епископское служение, в то время как апостолы уже отошли в лучший мир.

В дальнейшем на императорский трон взошел Траян, первое время не трогавший христиан, так как страна находилась в состоянии войны с варварами. После победы над скифами и даками он решил подчинить себе всех граждан, приказав повсеместно приносить жертвы языческим богам, а христиан, отказывающихся поклониться идолам и императору, убивать.

Во время похода против армян и парфян в 113 г. император проходил через Антиохию, где начал гонения на местных христиан. Здесь святой Игнатий, после того как был арестован и представлен императору, открыто выказал свою веру во Христа, смело высмеивая суеверие могучего императора, который поклонялся пустым и лживым предметам, чтобы защитить свою армию.

Тогда-то святой и простился со своей Церковью и был сослан в Рим, а, проезжая через город Смирна, встретился со своим другом епископом Поликарпом Смирнским, увещевая народ и произнося поучения и наставления. В Риме, где и закончился его путь, верующие столицы встретили святого Игнатия с великой радостью и глубокой скорбью. Мученичество его совершилось на арене Римского стадиона, где на него были выпущены дикие львы, они вмиг растерзали святого, оставив только твердые кости. Впоследствии верующие собрали оставшиеся кости мученика и перевезли в Антиохию, где христиане торжественно приветствовали честные остатки, ставшие источником многих чудес и духовного утешения.

Святой Игнатий Богоносец, второй епископ Антиохийский, деятельность которого началась в 70 г. после Р.Х., был отцом и учителем Церкви, первым великим послеапостольским церковным богословом. То, что он был хорошо знаком с апостолами, является бесспорным фактом. Среда, в которой он рос и получал образование, предполагает греческое происхождение, о чем свидетельствует богатый стиль его письма, так как писания святого Игнатия требовали не только хорошего образования, но и обладания замечательным литературным талантом. В Антиохии ему представилась возможность узнать о философских течениях своего времени.

В каком возрасте он стал епископом, неизвестно. Не вызывает сомнений и то, что авторитет и духовная власть его перешли далеко за пределы Антиохии, достигнув границ Сирии. Одним словом, это был епископ вселенского масштаба.

С Игнатием Богоносцем Церковь стала на путь богословского самоутверждения. Богословие святого Игнатия является истинным, оно стало моралью, духом и традицией Церкви, потому что являлось выражением пастырской и апостольской преемственности и традиций. Собственно, три темы глубоко связаны между собой в учении св. Игнатия Антиохийского: это его учение о Церкви (экклесиология), учение о Евхаристии и о иерархии.

Еще при жизни он написал семь посланий, которые сохранились по сей день: 1) к Ефесянам, 2) к Магнезийцам, 3) к Траллийцам, 4) к Римлянам, 5) к Филадельфийцам, 6) к Смирнянам и 7) к Поликарпу. Содержание шести посланий, главным образом, состоит из увещеваний о необходимости более всего беречься от возникавших и распространявшихся тогда ересей, строго придерживаться апостольских заветов, а также из призывов к единению народа вокруг епископа.

Святой Игнатий Богоносец призывает верующих к единению вокруг епископа местной церкви, чтобы ничего в ней не происходило без его ведома и согласия, так как епископ есть “сердце” Евхаристии, во имя которого это Таинство и совершается. Он подчеркивает, что там, где находится епископ, находится и тело Церкви.

Присутствие епископа и упоминание его имени во время Таинства Евхаристии является необходимым условием для подтверждения подлинности ее тайны. Во время первого празднования Таинства Евхаристии на Тайной Вечере, покровителем нашего спасения и литургии был Сам Иисус Христос, Который оставил нам своих преемников, святых апостолов, а они, в свою очередь, своими преемниками сделали епископов местных церквей, таким образом, епископ является преемником Иисуса Христа.

Это учение святого Игнатия о сплоченности поместной церкви вокруг епископа мы переживаем во время Евхаристии, слушая просительную ектенью: “Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем, о Господине нашем Высокопреосвященнейшем архиепископе, и всей во Христе братии нашей”. Ектенья “во благо архиепископа” оглашается не только во время Таинства Евхаристии, но и во время всех служб и литургий, как об этом говорится выше, а также содержится во всех молитвах и антифонах.

Перенос мощей святого Игнатия празднуется 29 января/11 февраля, а день его памяти – 20 декабря/2 января.

Автор: Феодорос Рокас, богослов.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.