Святой Симеон, архиепископ Солунский (Фессалоникийский) (+ 15/28 сентября 1429).

Святой Симеон, архиепископ Солунский (Фессалоникийский), является одной из самых значительных фигур Православной Церкви поствизантийского периода и важной вехой в истории православного служения. Мы располагаем скудными сведениями о жизни святого. Родился он во второй половине XIV века, происходил из Константинополя. Вероятно, имя Симеон было дано ему в монашестве. Мирское имя святого остается неизвестным. До своего избрания на архиепископское служение Симеон проживал в одном из монастырей своего родного города. Он был близок к братьям Ксанфопулосам и монашеской братии, которую они основали в Константинополе. Вероятно, он и сам принадлежал к ней.

symeon_arxiepiskopos_thessalonikis1

Симеон получил богословское церковное образование. На основе его произведений можно сделать вывод, что он не был знатоком философии и не имел классического светского образования. Однако он прекрасно разбирался в богословской литературе и особенно в вопросах церковного служения. Эпоха, в которую жил и действовал святой, была сложна не только для Православной Церкви, но и для теряющей свою мощь Византийской империи. Это время, когда напряженность между Православной и Римо-католической Церквями достигает пика.

Между 1410 и 1418 гг. Симеон был избран архиепископом второй столицы – Фессалоник. Его епископская хиротония совершается в Константинополе, согласно с уставом, действовавшим для архиереев Константинопольского Патриархата. Затем он направляется в свою епархию, чтобы занять епископский трон. Однако его воцарение состоится лишь по прошествии определенного времени, в связи с многочисленными конъюнктурными сложностями. Симеон явно чувствовал некую слабость в отношении той миссии, которую на него возложила Церковь. Святой ведет себя с исключительным смирением. Характерна его подпись на документах периода его архиерейства.

Архиепископство святого Симеона отмечает и конец византийской власти в городе. С одной стороны, во времена его пастырства Фессалоники завоевываются венецианцами (1423 г.), с другой стороны, спустя полгода после его отшествия ко Господу (сентябрь 1429 г.) в истории города открывается долгий период османского ига (29 марта 1430 г. – 26 октября 1912 г.).

Как фессалоникийского архиепископа святого отличает тесная связь с Константинопольской Церковью. Его деятельность на македонской земле оказывается решающей. Он действовал в трех направлениях. Прежде всего, это его устное и письменное учение. Помимо устной проповеди православного вероучения, святой оставил большое количество пастырских посланий, многие из которых обращены землям, находящимся за пределами его епархии, в частности Криту. Также он заботился о бедных и страждущих братьях. В период упадка и нестабильности его гуманистическая деятельность имела исключительную важность. Третья существенная сторона его работы – забота о возрождении литургической жизни и порядка в его епископском округе. Интерес святого к служению становится очевидным в его творениях. В большей степени он сосредоточен на литургии.

Пребывание святого Симеона на епископском престоле Фессалоник может быть разделено на два периода. Первый период (1416/7 – 1423 гг.) включает в себя мирные годы существования внутри Византийского государства, начинаясь воцарением Симеона и заканчиваясь взятием города венецианцами. Второй период (1423 – 1429 гг.) – годы его пастырства при венецианском господстве и кончина святого. Что касается иностранного господства в городе, то святой явно предпочитает венецианское владычество османскому рабству. Он считает османское завоевание несовместимым с христианской православной верой, поскольку сами османы исповедуют иное вероучение. Конечно, подобные соображения вовсе не означают, что святой ратовал за венецианское господство, открыто выражая свои предпочтения. Переход Фессалоник в руки чужеземцев порой считают результатом его непреклонных воззрений. Однако эта критика в адрес святого является преувеличенной и безосновательной. Святой был непоколебимым ревнителем православной веры и ценностей Византийской империи.

В середине сентября 1429 г. святой неожиданно отошел ко Господу. Недоумение вызывает задержка в причислении его к лику святых Великой Христовой Церкви, что было осуществлено лишь 14 апреля 1981 года. Память его чтится 15 сентября.

Его деятельность и произведения получили такое широкое признание, что люди начали ссылаться на него как на святого отца уже достаточно рано, даже при отсутствии его официальной канонизации. Формирование святого Симеона в константинопольской богословской среде, его деятельность в Салониках, главенство исихастского учения святого Григория Паламы сыграли решающую роль его творчестве. Святой Симеон является верным сторонником святоотеческой традиции и учения, однако не впадает в слепое его цитирование. Он воспроизводит в своих произведениях предшествующую традицию сквозь призму литургической практики Православной Церкви. Кроме того, святой выражает идеи типологической свободы, вопреки жесткому ограничению в рамках исследовательской традиции, унаследованной от отцов Святой Горы.

Рассматривая литературное творчество святого с точки зрения содержания, мы замечаем, что оно является изложением догматов и литургической практики Церкви. В его творениях мы не обнаружим влияний разносторонней мирской мудрости. Однако хорошее владение языком в сочетании с высоким уровнем знания богословской терминологии делают его произведения уникальными. Его литературные труды открывают в нем разностороннюю и творческую личность, обладающую глубоким смирением и остро переживающую пастырские проблемы времени.

Православное догматическое учение и церковная литургическая традиция – это два столпа, на которых держится его литературное наследие. Два этих аспекта широко представлены в его литургическом творчестве, которое, в свою очередь, составляет большую часть его исследований.

Первоочередной целью произведений святого по литургике является правильное совершение Божественных служб священнослужителями и правильное участие в них верующих. Важнейшие его произведения носят характер комментариев к Божественным службам. В результате он оставил наиболее полные комментарии такого рода. В своем творчестве он предстает толкователем служб, составителем типикона, слагателем молитв, гимнографом. Вклад святого Симеона в область литургики делает его важнейшим представителем византийских литургических исследований. Всей своей жизнью он показал себя достойным ходатаем и защитником всех нас перед Богом.

Георгий Заравелас, богослов.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.