День празднования 8/21 июля 

Святой Феофил Мироточивый родился в македонском селении Зихни около 1460 года от боголюбивых родителей, любящих благость и добродетель. У себя на родине святой получил начальное образование, показав свою особенную любовь к учению. Больших успехов и прогресса он достиг в углубленном изучении священного писания. Но больше всего святой преуспел в каллиграфии, сделавшись искусным каллиграфом.

image

Оставив родину, семью, богатство и все мирские заботы, он стал монахом и через некоторое время получил священный сан. С тех пор Феофил путешествовал по различным местам, поучая христиан и принося им пользу и словом, и личным примером. Впоследствии он познакомился и духовно привязался кдобродетельному и благочестивому епископу Рендинийскому Акакию, который был рукоположен в архиереи святым Нифоном, когда тот являлся митрополитом Фессалоникийским (1482 – 1486). Через Акакия со святым Нифоном оказался связан и святой Феофил.

В качестве отступления нам следует сказать несколько слов о том, что великая личность – святой Нифон, помимо двух его учеников-преподобномучеников, Макария (+1507), Иоасафа (+1516) и святого Феофила, был связан и с другими фигурами святогорских святых, таких как преподобномученик старец Иаков, Иаков Диакон и Дионисий Монах (+1519), которые приняли мученичество в Адриануполи, а также Феона, митрополита Фессалоникийского (+1541-42), братья Феофан (+1544) и Нектарий (+1550) Апсарады, ктиторы метеорского монастыря Валаам, Максима Грека и Ватопеда.

Святой Нифон, будучи константинопольским патриархом, после полученных им посланий, видя мудрость и добродетель святого Феофила, отправил его в 1486 году вместе с его единодушным старцем, епископом Акакием, в Египет, где они должны были подтвердить чудеса, совершенные блаженным патриархом Александрийским Иоакимом, который своей молитвой сдвинул гору Дур Даг, выпил яд и остался невредим после провокаций иудеев и мусульман. Патриарх Иоаким очень полюбил преподобного, уважая его мудрость добродетельность. И убедившись,  что эти превосходящие естество чудеса являются реальными фактами, они удалились на богоходимую гору Синай, затем в Иерусалим и Дамаск. В Иерусалиме епископ Акакий скончался от болезни, и Феофил похоронил его. С посланиями от патриархов Александрии, Иерусалима и Антиохии Феофил прибыл в Константинополь. Святой Нифон уже был отстранен от патриаршего престола и передал послания своему преемнику и Пахомию, бывшему его земляком.

Патриарх Пахомий возрадовался великою радостью при виде земляка и, благословив его и помолившись, попросил остаться в патриахии и помочь ему своей мудростью и добродетелью. Согласившись на просьбу патриарха, преподобный остался. Он был назначен нотариусом и экзархом великой церкви и достаточно долгое время занимал этот пост, любимый и почитаемый всеми.

Но его стремящаяся к пустыне и тишине душа не чувствовала покоя от почестей и славы. И, презрев мирское величие, он отправился на Афон, чтобы насладиться величием Бога. Прибыв на святой и благословенный Афон, он сначала отправился в монастырь Ватопед и поселился вместе с находящимся там святейшим епископом Мефимнийским. Он находился у него в послушании с великим рвением и смирением, пока тот не скончался.

Из Ватопедского монастыря, где он находился неизвестное, однако, вероятно, достаточно долгое время,  преподобный в 1511 году прибыл в Ивирский монастырь, где занялся копированием рукописей и каллиграфией. Он показал себя опытным библиографом, и многие его труды, примерно тридцать, главным образом литургического содержания, хранятся в богатой библиотеке Ивирского монастыря. Повсюду распространилась слава о его добродетельности. Патриарх Константинопольский Феоклит просил его приблизиться к нему, желая рукоположить его в митрополита Фессалоникийского. Но любящий уединение святогорец, понимая причину этого приглашения, отказался, чтобы избежать продвижения по службе. Он был пострижен в великую схиму и, сославшись на болезнь и слабость,  в 1522 году поселился в каливе рядом с добродетельным проигуменом Дионисием Ивиритом в келье Честного Пророка Предтечи после двенадцатилетнего пребывания в Ивирском монастыре, как сказано в надписи, написанной его рукой в одном из кодексов.

Затем он переселяется в братство не менее добродетельного старца Кирилла в Кариес. Здесь у него возникла тесная духовная связь с  боголюбивым протосом Афона Серафимом, почитателем и воспевателем Богородицы “Достойно есть”, который впоследствии напишет его биографию, подписанную следующим образом: “Протос (Правитель) Святой Горы Серафим, иерей, игумен игуменов, отец отцов, великий патриарший протосинкелл”.

Святой Феофил, желая большей и точнейшей исихии, удалился и из Кариес. Он направился в близлежащую пустынную обитель Капсала, принадлежащую монастырю Пантократор, и с помощью братолюбивого протоса Серафимом занял келью Святого Василия, которую впоследствии восстановил. Рядом с ним был и некий монах по имени Исаак. Протос Серафим часто навещал его, и они обменивались мыслями и духовным опытом.

Боголюбивый Феофил всегда и в особенности сейчас систематически практиковал  умную молитву. Святой Никодим Святогорец, который впоследствии подвизался в этой области, пишет: “Когда преподобный начал монашескую жизнь, он стал практиковать умную молитву, которая превыше теорий мирской философии. Святой Феофил, будучи постоянно занятым и находясь в тишине, молился непрестанно, всем своим разумом и сердцем, со всем желанием и любовью душевной повторял краткую молитву: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного”, как учили святые отцы-трезвенники. Этой умственной работой, святой молитвой со скорбью и очищающими слезами, рождающимися от умной молитвы, он очистил свое сердце от страстей, отразил атаки лукавых помыслов, спасся от злых попущений, обрел смирение, кротость, мир и другие добродетели, разгоревшись божественным огнем святой любви к ближнему.

Пылая святой любовью, он был отныне не один, но с любимым Богом, и не о чем более не думал, кроме Иисуса. Он поднялся на высоту божественного созерцания, обогатился сверхъестественными дарами, удостоился божественного просвещения, обретя не только дары рассуждения и ясновидения, но и предвидения будущего, уподобившись вскоре бесплотному ангелу во всем совершенному”.

Святой предвидел свой конец, написал исповедание веры, личное завещание, совершил елеосвящение, попросил прощения у все и за все, причастился Святых Таин, от всей души горячо поблагодарил Бога и попросил своего любимого и послушного ученика Исаака: “Когда я умру, не говори об этом никому и не совершай погребальных обрядов, но обвяжи мои ноги веревкой и оттащи тело в лес, в тайное место, чтобы оно было съедено животными”. По своему великому смирению святой не желал почестей даже после смерти. Последние его слова были: “Господь Иисус Христос, прими дух мой”.

Верный послушник сделал все так, как велел его преподобный старец, оставив его честные мощи в тайном месте в лесу. Но многие взялись за их поиски. И когда они нашлись, монастырь Пантократор захотел оставить мощи у себя. В конце концов в монастыре Пантократор оставили руку святого, которая по сей день находится в монастыре, и пальцы ее сложены в жесте благословения. Тело святого было отдано послушнику Исааку, положившему его в храме Святого Василия. После этого тело преподобного стало мироточить, вследствие чего святой был назван Мироточивым. Характерно пишет об этом святой Никодим Святогорец: “Это чудо, которое Бог явил святым мощам преподобного отца нашего Феофила, не было малым и незначительным, но великим и исключительным, поскольку чудо мироточения редко происходит у святых. Ибо существует множество мощей святых мучеников и преподобных, но они не источают миро. Ведь мироточение – это доказательство и подтверждение крайней чистоты, девства и непорочности, свободы не только от скверны страстей, но и похотливых и нечистых помышлений разума. И если при жизни благодать Духа Святого не поселится в человеке, в его уме, душе, сердце и всех членах тела, не очистит и не освятит его до мозга костей, тогда и после смерти тело его не сможет источать благоухание”.

Биография правителя Серафима была дополнена святым Никодимом Святогорцем, составившим, в свою очередь, и его службу. Святой Феофил считается одним из самых значительных переписчиков афонских рукописей XVI века. Эту деятельность он продолжал до конца жизни. Память преподобного чтится 8/21 июля.

Монах Моисей Святогорец, Ватопедский Синаксарь, издательство Священной Обители Ватопед, Святой Афон, 2007

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.