Раньше среди преподавателей патрологии и даже среди православных богословов бытовало мнение, что святые отцы существовали в нашей Церкви лишь до VIII века. Иными словами, они очертили границы патрологии, отрицая тот факт, что и после Иоанна Дамаскина в Церкви продолжали существовать и другие святые отцы.

deisis-2

Подобное мнение учителей православия отмечено ярко выраженным влиянием богословия протестантов, которые, как известно, отрицают существование святых отцов, презрительно называя их «пенсионерами», ставя под сомнения или же вовсе отвергая их роль и значение для Церкви. Следствием такого рода воззрений явилось отсутствие внимания к изучению православной христианской литературы после VIII века, а также игнорирование и недооценка даже корифея исихазма – святого Григория Паламы. Однако мы не будем ссылаться на подобных ученых, поскольку отнюдь не это является целью данного исследования.

К счастью, столь ошибочный взгляд на святоотеческое наследие был пересмотрен, и в настоящее время восторжествовала истина православия, допускающая, что Церковь признает появляющихся в ее истории новых святых, в частности, святых отцов. И горе, если этого не происходит. Ибо если в Церкви перестают рождаться святые и отцы, тогда нам, членам Церкви, нужно задаться вопросом, действительно ли мы принадлежим единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

Церковь – это тело Христово, и мы являемся его членами. Христос – Глава Церкви и Спаситель Своего Тела (Еф. 5:23), то есть Церкви. И в том случае, если в наши дни Церковь не рождает святых и отцов, это означает, что она является «бесплодной» и противоречит самой себе. Однако это не так, поскольку за всю свою историю Церковь явила сонм святых и отцов. Яркий пример последних лет – множество новомучеников и современных нам святых. Никодим Святогорец, колливады, святой Нектарий, святой Силуан Афонский – кто они, если не истинные святые, по праву называющиеся отцами Церкви? Поскольку, помимо примера своей святой жизни и православного образа мыслей, они оставили нам и свои творения, доносящие голос Церкви до Божьего народа.

Что же касается Иосифа Исихаста, Софрония (Эссекс), Филофея Зервакоса, Гавриила Дионисиата, Иакова Цаликиса, старцев Паисия и Порфирия, то они, что очень важно, уже причислены к лику святых и вписаны в синаксарь в сознании верующих. Единственное, что остается, – это их официальная канонизация и провозглашение их отцами Церкви.

DSC01-768x1024

Наша задача – исследовать путь развития и практику Церкви. Общность сознания верных членов Церкви (как клира, так и народа) является критерием ортодоксии и ортопраксии святых отцов Церкви.

Святые отцы Церкви, «принявшие Духа Святого», по словам святого Епифания, никогда не действуют согласно своим собственным соображениям и законам, но выражают понятным для своей эпохи образом православную традицию, которую Церковь издревле хранит нетронутой. Так церковь направляет народ Божий и сопровождает его в мире, неся свою эсхатологическую направленность, имея своими устами и голосом святых и отцов, особенно когда люди находятся в духовном поиске, согласно Фотию Великому. И Церковь никогда не переставала сталкиваться с «призывами» и с «исканиями», поскольку сатана завидует ей, пытаясь «увлечь ее рекою» (Откр. 12:15).

normal_athopateres

Таким образом, возвращаясь к нашему времени, мы осмеливаемся полагать и надеемся, что со временем и сознание верующих примет в круг великих церковных фигур нашей эпохи тех, которые «и словом, и делом, просвещали мир», как было сказано на Трулльском (Пято-шестом) Вселенском Соборе. В число святых отцов по праву может быть включен и недавно отошедший ко Господу в горний Иерусалим старец Феофил Зисопулос. Это был смиренный служитель Божий, который для всех знавших его людей стал пастырем, «который пас их с знанием и благоразумием» (Иер. 3:15).

Его церковная и общественная деятельность была и остается «сладким благоуханием» нашего времени и всей церковной и общественной истории. И конечно, жители Царствия Небесного приняли его благочестивым торжеством. Радостно обнял его и Иоанн Златоуст, видевший в нем высокий амвон и громогласную трубу, провозглашающую по всему миру Божественное слово. И этому рвению Златоуста полностью отвечал блаженной памяти старец Феофил, создавший телевизионный канал Е4, ставший мировым церковным амвоном.

Таким образом, и в настоящее время наша Церковь являет святых отцов. Они будут появляться в ней и до конца нынешнего века.

Никос Николаидис, профессор богословия 

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.