Продолжение, См. Предыдущую часть.

Мы продолжаем сегодня публикацию исследования архимандрита Павла Пападопулоса о положении Христа ради юродивых как церковных образцов. После вступительных замечаний, рассмотрим юродство как особый тип аскетизма, а также  происхождение его названия.

А. ” Юродство” и признание юродивых святыми.

1. Особая форма духовного делания.

Юродство – особая форма духовного делания, впервые появившаяся в Восточной Церкви, а в дальнейшем ставшая неотъемлемой частью православной духовной жизни. В синаксариях Православной Церкви юродивые являются агиографической “категорией”, как, например, иерархи, мученики, святые… Юродивым считается тот, кто призван Богом, дабы повиноваться и исполнить слова святого Апостола: “Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих” [1].

sal1

Уже во втором веке нашей эры многие христиане следовали строгой форме аскетизма из-за бытующего в те времена общественного разложения [2] и гонений [3]. Тогда-то и появились очень суровые формы аскезы, которые были установлены строгими аскетами [4], затворниками [5], столпниками [6], дендритами [7]. Вот что говорил о них Евстафий Фессалоникийский (XII в.): “Этой жизни принадлежат те, кто отказался ради Христа от своего разума, но не от своего сознания, а сколько их – неизвестно. Частью же этой жизни являются нагие, непостриженные, босоногие, молчальники, пещерники” [8].  Существуют такие аскеты, которые живут в совершенном одиночестве в пустыне, которые уподобились животным и известны они миру как “пастухи” [9]. От таких людей старались держаться подальше, такой вид духовного делания не нашел своего места даже в Церковном сознании [10].

Как отмечают церковные историки [11], в IV веке юродство появляется в виде притворного безумства, глупости [12]. Юродство было своего рода особой жизнью для некоторых монахов, как мы уже отмечали во введении. Они упражнялись в бесстрастии, потому что много лет жили в пустыне, очень немногие из них приходили из киновийных монастырей [13].

Если аскеты борются в пустыне, вдали от соблазнов общества, юродивые боролись в городах, находясь среди людей и для людей. По этой причине, возможно, юродство являлось сложнейшим путем к совершенству.

2. Этимологический анализ слова “морос”, “салос” и “салотита”.

Слово «морос» («μωρός») происходит от глагола “морено” («μωραίνω»), что означало «впадать в детство, глупеть, вести себя, как глупец” [14]. В древнегреческом языке термин “морос” (“мория” равнозначно “глупости”) [15] предшествует слову “салос” («σαλός») – “юродивый”. Изначально о нем нет каких-либо упоминаний в Новом Завете. Но в Первом послании к Коринфянам [16] появляется более широкое понятие юродства, связанное с благодатью Христовой: “Слово о кресте для погибающих есть юродство, а для нас спасаемых – сила Божиям” [17]. “Когда мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих” [18], что означает: “веду себя, как младенец” [19]. Этой “младенческой невинности” как духовной основы и стремились достичь святые.

В Ветхом Завете мы видим, что предками «юродивых во Христе» являются ветхозаветные пророки, которые стали устами Божьими, дабы привлечь внимание людей к Божественной воле [20]. Тем не менее, термин “юродивый”, встречается довольно редко, например, у пророка Исаии, как “глупость”: «…Который делает ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью» [21]. Наиболее часто используется слово “безумец” [22]. В противоположность этому, в Новом Завете слово “морос” – “безрассудный” [23] используется очень часто, и в проповедях (“Нагорная проповедь Иисуса Христа” [24]), и в различных притчах [25], и в притче о десяти девах [26].

Термин “салос” (“юродивый”) появляется впервые в книге “Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов” Палладия Еленопольского, в рассказе о монахине, которая притворялась сумасшедшей и которой овладели демоны [27]. Что касается этимологии слов “салос” и “салотита” (“юродивый” и “юродство”), здесь наблюдаются некоторые противоречия. Одна из гипотез опирается на пришедшее к нам из сирийского перевода Послание к Коринфянам. Вот что говорит по этому поводу профессор Хр. Стамулис: “Если эта гипотеза верна, тогда юродство берет свое начало в Сирии, а его духовным отцом является апостол Павел” [28]. По словам профессора Т.Спидлик (T. Spidlik) [29], это слово происходит от сирийского слова “Sakhla”, что соответствует греческому слову “морос”. Тот же источник соотносит этимологию слова с греческим словом “салос”, что означает также движение, беспокойство [30].

Согласно гипотезе профессора Л.Райдена, этимология слова “салос” довольно сомнительна. Действительно, если исключить вариант его происхождения от сирийского слова “Sakhla”, то тогда это слово уходит своими корнями в историю Египта [31]. Кроме того, Дж. Ставард предоставляет нам следующую информацию: “Пустыня Египта в 4-м веке была родиной традиции, которая воспринимала безумие как определенный призыв и дар Святого Духа” [32].

В словаре греческого языка термин “салос” этимологически происходит от глагола “салево”, что означает “сдвинуть с места”, “сдвинуться с места”, “беспокойно двигаться”, “что-то делать, чтобы сдвинуть с места”, “потрясти”. Производный от “салево” – термин “салия”, что означает “бунт”, “беспокойство” и “неустойчивое движение”. Сохранился и второй тип глагола “сдвинуться с места”, глагол “сало-о” и “салево “с тем же значением. Поэтому “салос” означает: “человек, неспокойный умом, глупый, впавший в детство.” Таким образом, этимологически можно подтвердить греческое происхождение этого слова.

Ссылки:

[1] Кор 3:18.

[2] Святой Кирилл Иерусалимский отмечает, что некоторые из его слушателей прибегают к христианскому крещению не из чистых побуждений, а в корыстных целях. См. Кирилл Иерусалимский, Прокатехизис, 5, PG 33, 341C.

[3] См. Мартини Пан. Юродство святого апостола Андрея Первозванного и юродство в Православной Церкви, там же, стр. 13.

[4] М.Афанасий, Житие Пресвятого Антония, Вепес 33, стр. 18-19 и 35, стр. 236.

[5] Иоанн Мосху, Лимон, П. 87c, 2864-2865.

[6] Феодориту Киру, Филофейская история, глава 25,Асклипиос, П. 82, е 1473.

[7] Иоанн Мосху, Лимон, стр. 2921.

[8] Евстафиу Фессалоникский, П. 136, 241. См. также Гроренов Ир. Юродство во Христе, стр. 29.

[9] Феодориту Киру, Филофеская история, глава 18, Евсевий,П. 82,е 1428, Иоанн Мосхос.

[10] Никифору Каллисто, История Церкви, Книг. 14, глава 50, PG 146, 1235.

[11] «О Шести пустынях новопредставленных монахов и лжеюродстве в миру”. Августин Монах (Иорданский), Жизнь и страдания Андрея Юродивого, Иерусалим 1912, предисловие. См. также Евагриос, История Церкви, изд. 4, раздел 34, О преподобном Симеоне Блаженном, PG 86, 2764. Никифор Каллист, История Церкви, глава 22.

[12] См. Мартини Пан, Юродство святого апостола Андрея Первозванного и юродство в Православной Церкви, там же, с 13. Сказание о юродивых и отдельных поступках, находится и в аскетической литературе. См. Лолита Милявская, Лавсаики История. Москва.

[13] Евангриу Схоластик, История Церкви, том 1-й, П. 86Б, пл 2480C – 2481B. См. также Дионисиу (митрополит Триккский и Стагон), Восточное православное монашество в святоотеческих текстах, стр. 513.

[14] Лидделл и Скотт, Большой толковый словарь греческого языка, вып. 3-я ред. Анестис Константинидис, Афины 1904, стр. 205. См. также, Мартини Пан, Юродство святого Андрея и юродство в Православной Церкви, стр. 15.

[15] Лидделл и Скотт, Большой толковый словарь греческого языка, вып. 3-й, стр. 206.

[16] Иоанн Златоуст говорит нам, что Павел из-за гордости и надменности некоторых христиан в Коринфе, которые гордились своей житейской мудростью, был вынужден понять, что Коринфяне впали в искушение судить проповедь Христа согласно мирским, а не духовным критериям. Таким образом, он призвал их стать безумными в этой жизни, потому что только тогда они смогут достичь истинной мудрости. См. Иоанн Златоуст, 1-я Проповедь Коринфянам, 81 – 82.

[17] 1 Кор 20:25.

[18] 1 Кор 3:19.

[19] См. диссертацию Нектариу (Нееман) Андра (пресвитера), Учение и мораль в жизни юродивых во Христе, Салоники 2010, стр. 14.

[20] См. Грорайнов Ир., Блаженные во Христе. См. также. Петриди, Выжившие «Мы, блаженные во Христе… ” Афины 2008, стр. 10.

[21] Иса. 44:25.

[22] Пар 1:22 и 10, 1. Серах. 22:13 и Пс. 13:1.

[23] Синонимы, найденные в Новом Завете, – “юродство” (Лк. 12, 20 ): “младенцы”  ( Mф. 11, 25 и Лк. 10, 21 ). См. также Словарь библейского богословия, где сказано: “Глупо полагаться на богатство, как в притче о богатом глупце” (Лк. 12, 20).

[24] Мф. 5:13 и Лк. 13:34: ” Но если и соль поглупеет “.

[25] Мф. 7:26.

[26] Мф. 25: 1-13.

[27] Палладий, О лжеюродстве, Лавсаики История, глава МА., PG 34. В более поздних источниках иногда отождествляют со святой Исидорой (1 мая). Смотреть Иогт Карри, «La Monial Folle дю Monastère дез Tabbenésiotes”. (1987), стр. 95-108.

[28] Стамули Хр, “Юродивые и лжеюродивые в православной агиографии”, Григорий Палама,изд. 721. Фес / ки 1990, стр. 113 и далее.

[29] Спидлик Д, Fous pour le Christ en Orient, Том. В ( Париж, 1963), стр. 753.

[30 ] См. Мартини Пан. Юродство св. Андрея и юродство в Православной Церкви, стр. 14.

[31] Райден Л.,The Holly fool, The Byzantine saint, London 1981. с. 107. См.Мартини Пан., Юродство св. Андрея и юродство в Православной Церкви, стр. 14-15.

[32] Савар Дж., Perfect Fools, Folly for Christ᾽s sake in Catholic and Orthodox Spirituality, Oxford University press, 1980, p. 14.

[33] Лидделл и Скотт, Большой толковый словарь греческого языка, вып. 4, изд. Анестис Koнстантинидис, Афины 1904, стр. 34.

[34] Скарлату: Византийский греческий словарь ( В Афинах 1852 ), стр. 1249. Также Воядзи Д., Аналитический Лексикон глаголы и имена, том 3-й, Афины 1975, стр. 219.

Продолжение следует…

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.