Продолжение, См. Часть 1.

Женщина в богослужении

Эти установления, призванные вырвать женщину из подчинения мужчине, подкрепляются утешением и поддержкой, которые даются женщине в особых службах, созданных Церковью специально для нее.

Прежде всего, давайте рассмотрим, как Церковь, раскрыв свои объятия, берет под свою защиту  женщину сразу же после родов. Священник спешит к постели роженицы и, призывая Христа – «врача душ и телес», молится о телесном и духовном здравии матери и новорожденного младенца. Затем, по прошествии сорока дней, он принимает ее в Святом Храме и молится триединому Богу о ней и о младенце: «Тебе молимся, и Тебе просим: Твоею волею спасл еси рабу Твою, очисти от всякаго греха, и от всякия скверны, приходящую ко святей Твоей Церкви,.. да неосужденно сподобится причаститися Святых Твоих Таин…». Так, Церковь-мать благословляет мать и дитя после родовых мук, освящая и принимая роды, рождение «новой твари Божией».

Следовательно, все обряды, традиции и запреты, такие как, например, взгляд на женщину как на нечистую в период ее биологического цикла или после родов, не следует рассматривать как уничижение и дискриминацию по отношению к женщине а, напротив, как защитные меры по отношению к ней. И это легко увидеть, внимательно прочитав Святое Писание и подойдя с позиции Святого Духа к православному богословию.

Общеизвестно, что православное богословие не приемлет разделение «чистого» и «нечистого». Однако в действительности телесная нечистота, особенно в том виде, в котором она существовала в былые времена, может свидетельствовать и о духовной нечистоте. Когда в молитвах женщина называется «нечистой», это не относится к факту родов, который является благодатью Божией и заключает в себе исполнение Божией заповеди («плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28)) и освящение матери, которая «спасется через чадородие» (1 Тим. 2:15). Это, скорее, подразумевает врожденную склонность и стремление человека к греху, сопровождающую человека и в его супружеских отношениях. Еще пророк и царь Давид, осознавая эту греховную склонность, даже в исполнении благодати деторождения, провозгласил: «Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Псалт. 50:7).  Эти Давидовы  слова и подразумевают молитвы, называющие нечистой «родительницу и всех, прикасающихся к ней», потому и продолжается молитва следующими словами: «мы в беззакониях были зачаты и все в нечистоте пред Тобою». Именно такое истолкование предлагают и Отцы и учители Церкви, например, Феодорит Кирский, который пишет: «Посему не брак обвиняет Пророк, как предполагали некоторые, и беззаконием называет не брачное общение, но врожденную склонность к злу», оскверняющую любой человеческий поступок.

Задержимся еще немного на этой теме («нечистоты»), которая получила в последнее время столь сильное освещение в негативном ключе. Мы считаем,  что причины чисто медицинского характера заставили Церковь-мать держаться еврейских установлений о «нечистоте», с тем чтобы «одеть» божественными заповедями врачебную этику  и защитить женщину в эти «трудные дни». Медициной доказано, что должно пройти шесть недель (то есть приблизительно сорок дней) после родов для телесного восстановления роженицы, и в этот период женщине необходим отдых,  забота, уход для того, чтобы восстановиться телесно и душевно. Внимание и чуткость нужны женщине и в краткий период ее биологического цикла.

Помимо этого, Церковь как сообщество святых приветствует совместное использование материальных и духовных благ и, проповедуя бескорыстную любовь, с пониманием относится к проблеме бездетности супружеских пар. Она предоставляет возможность духовного материнства и отцовства (восприемство посредством Крещения или усыновления), одновременно провозглашая, что «не одно рождение делает отцом, но и хорошее образование, и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание» (Святой Иоанн Златоуст). Духовное материнство и отцовство святой Иоанн Златоуст считает высшим в сравнении с рождением детей, ибо если второе – это дело природы, первое – продукт ума и воли. И как раз здесь уместно вспомнить следующий комментарий журналиста по поводу увлечения искусственным оплодотворением: «Вместо сырого и замороженного семени эгоизма, не лучше ли усыновить сироту? Стоит меньше денег, требует больше любви».

Церковь дает заботу, утешение и облегчение своим детям и тогда, когда, особенно в цикле богослужения, касается темы смерти, которая потрясает, прежде всего, женскую душу. Согласно учению Церкви, на земной родине мы все «странники», а «не постоянные жители», а настоящая наша родина – это не нынешняя, а будущая. Таким образом, человек не заключен в преходящести и тленности нынешнего мира, а направлен к восприятию жизни, при котором он оценивает вещи и явления через призму вечности. Значит, он не заключает себя во временном и не абсолютизирует нынешнее. Поэтому трудности и трагические события жизни, даже сама биологическая смерть, теряют свой ужас и воспринимаются с мужеством и спокойствием, которое дается лишь тому, кто надеется, верит и ждет воскресения и жизни вечной. Поэтому воистину православная женщина в подобном восприятии смерти и жизни черпает силы, и, даже провожая в последний земной путь своего единственного ребенка, находит в себе силы проститься с ним со словами: «До доброй встречи, дитя мое!».

Кроме того, женщина-христианка, как и любой верующий, приготовляется, прежде всего в процессе богослужения, к христианскому восприятию своей собственной биологической смерти, когда, например, с особым трепетом молится: «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны,… и добраго ответа…». Часто участвуя в «трапезе жизни» она получает и «лекарство бессмертия», то есть Тело и Кровь Христовы, в качестве «противоядия,  чтобы не умереть», иными словами, чтобы не испытать ужаса духовной смерти. Молясь Триединому Богу, Церковное собрание  в качестве последнего утешения верующему приносит ему свою молитву о разрешении предсмертной агонии. Так происходит воистину добрая кончина, подлинная «легкая смерть». Наконец, Церковь-мать погребает «бездыханное тело» и «отправляет душу» в последний путь, прося у Бога простить ей ее прегрешения и упокоить ее «со Святыми».

Женщина в церковной работе

Женщина-христианка, зная богословие Святой Церкви и участвуя в ее богослужении, пребывает в глубочайшем убеждении, что она является «соратником» Божиим. Из своего личного опыта она убеждается в том,  что это обновление не откладывается до ее будущей жизни, но начинается уже «здесь и сейчас». Ее вхождение в Царство Божие, в Церковь, не является ожиданием будущего, но приведением в действие настоящего, а стремление к спасению не означает равнодушие к проблемам и нуждам повседневной жизни. Поэтому она и отзывается с готовностью на призыв Церкви принести ей в дар свои достоинства с тем, чтобы стать ее «помощником во всех благих делах».

Известно, что приход и его авторитет не исчерпывается собранием верующих на богослужение, но является и очагом духовной жизни, прибежищем одиноких, страждущих и обездоленных. В этом собрании Церковь поощряет женщину проявить свои способности и дарования в широчайшем спектре послушаний в богослужебной, пастырской, катехизаторской, миссионерской и общественной деятельности. В современную эпоху, когда научная и, прежде всего, богословская деятельность перестали являться монополией мужчин, Церковь призывает женщину участвовать и в тех видах деятельности, где развивается богословско-церковная мысль, посвященная решению духовных и этических проблем, возникающих в обществе. Помимо этого, образование и христианское воспитание на всех своих этапах, как в государственных, так и в церковных учреждениях, осуществляется, главным образом, женщинами. Приготовление к браку, духовное окормление семей, приобщение к вере совершеннолетних и несовершеннолетних в приходе – все это плод неустанных трудов женщин. В последние годы женщинам также поручается представлять Церковь и говорить от ее имени на внутриправославных, межконфессиональных и межрелигиозных диспутах и беседах. Все чаще и чаще в свет выходят подписанные женской рукой работы, посвященные христианской вере и богословской проблематике.

Несомненно, делом, в котором каждая женщина может найти неограниченные возможности для своей деятельности, является  благотворительность, осуществляемая церковными и общественными организациями. Природа женщины неразрывно связана, прежде всего, с «голосом сердца», ведущим к жертвенной любви, и сегодня, следуя примеру великих женских святых нашей истории, женщина-христианка горит в огне любви. И действительно, работа прихода по благотворительности находится, прежде всего, в женских руках.

Конечно, нам предстоит еще долгий путь, чтобы достичь дня, когда будут созданы условия для того, чтобы развитие всех дарований,  как мужчин, так и женщин, принесло добрые плоды для всей Церкви. Пастыри в особенности не должны осуждать здоровый феминизм, ибо тогда они отвергают и саму женщину и ее божественное происхождение, напротив, они должны обновлять его, очищать и просвещать.

Стало реальностью то, что в нашей постоянно меняющейся действительности меняются и известные стереотипы установлений и отношений. Так,  например, для женщины материнство уже больше не является ее единственным предназначением. Работа стала для нее источником средств существования, средством обеспечения материальной независимости, но одновременно и возможностью развития личности.

Строгое разделение ролей между отцом и матерью во многом стирается, и каждый из них берет на себя обязанности и работы, которые традиционно выполнялись другим. Следовательно, материнство имеет тенденцию превратиться в «родительство».

Новый жизненный опыт и большую свободу женщин Церковь должна обратить во благо с тем, чтобы на деле оказаться вновь рядом с женщинами, и для того, чтобы не возникла анархия и столкновение эгоистических интересов, прежде всего, между мужчиной и женщиной. Напротив, последовательный и непрерывный опыт взаимодополняемости обоих полов, проявляющейся в отношениях на работе и в семье, должен стать главной заботой церкви в сфере диаконии женского мира.

Сегодня искренняя проповедь Церкви найдет больший отзыв, нежели несколько лет назад. Женщина,  разочаровавшись в других сферах, где ей многое обещали, но под конец оставили ее подвешенной в воздухе, с облегчением воспримет добрые предложения, идущие от Церкви, и ее искренний призыв к подлинной деятельности. В особенности, проблемы, касающиеся отношений между полами – такие как контрацепция, аборты, разводы – не должны решаться исключительно мужчинами. Именно здесь мнение женщины должно иметь наибольший вес, ибо ее, главным образом,  касаются и  последствия этих действий. Поэтому она должна быть правильно проинформирована, чтобы ее взгляды и мнения соответствовали истине.

Необходимо также коснуться вопроса пресловутой «сексуальной свободы». Наличие ответственной и объективной информации приведет женщину к зрелости ее выбора, чтобы она смогла избежать превращения в телесную и душевную «развалину». Прежде всего, знание того, что зародыш, растущий в ее утробе, – это первая и самая динамичная фаза человеческой жизни, спасет ее от болезненного опыта и последствий аборта.

И тут Церковь, как долженствует из ее традиций (примером здесь может быть святая Филофея), призвана духовно и материально поддерживать женщину в трудностях, в особенности женщину незамужнюю, предоставив ей возможность сохранить ребенка, невзирая на нередко противостоящую ей фарисейскую позицию общества.

Я думаю, не подлежит сомнению, что Церковь находится в действительности и по существу рядом с женщиной и помогает ей обрести подлинный смысл жизни и свое призвание. Это стремление церкви, конечно,  должно быть еще более усилено в дальнейшем. Все сказанное касается и общества, и науки. Нам всем необходимо помнить, что женщины не только составляют половину населения Земли, но и носят в себе новую жизнь и посвящены в тайны ее будущего. Духовно сформировавшиеся женщины обеспечивают счастливое настоящее и развивающееся будущее. В Божественной экономии, как проповедует апостол Павел «ни муж (не мыслится) без жены, ни жена без мужа» (1 Кор. 11:11). Потребность нашего времени в том, чтобы мужчины и женщины жили бы, взаимно дополняя друг друга, и при помощи, прежде всего Церкви, строили бы подлинный «сегодняшний день», который предуготовляется для их детей, для грядущих поколений, иными словами, строили жизнь бы настоящую и полную.

Мужчины и женщины, принеся в жертву свой эгоизм на алтарь Любви, да идут вперед, стремясь к идеалу подлинной человеческой жизни  для грядущих поколений, в воплощение которого несомненно внесет свой весомый вклад и дело женщины.

keria_ekklisia

Автор на новогреческом: матушка Варвара Калогеропулу-Металлину.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия».